Бродя по сайтам, я натолкнулась на интересный материал. Оказывается, что многие знаменитые люди в какой-то отрезок своей жизни работали учителями в школе. Среди них был наш российский бард, поэт, прозаик, сценарист и автор множества эстрадных песен - Булат Окуджава. Мне всегда нравились его стихи и проза.
После окончания Тбилисского государственного университета Булат Окуджава несколько лет работал школьным учителем. Сначала он работал в селе Высокиничи Калужской области, после конфликта с администрацией его перевели в Калугу, где он работал учителем русского языка и литературы.
Если первое время работа учителя ему не нравилась категорически, то затем он втянулся, а незадолго до смерти даже признавался, что с удовольствием вел бы уроки литературы в какой-нибудь московской школе, притом совершенно бесплатно.
(1924 - 1997)
Булат Шалвович Окуджава вывел пять педагогических правил для работы в школе.
1. Смех - половина результата.
Он всегда использовал на уроке остроумные шутки, вызвав здоровый смех учеников.
2. Окончание урока - еще не повод разойтись.
Урок Булата Шалвовича имел две части. Первая часть - новая тема и проверка домашнего задания. Вторая половина урока- это разговоры о жизни, разбор стихов, часто это имело связь с темой урока.( урок умещался в полчаса).
3.Не стесняться себя
Когда новый учитель впервые вошел в класс, он первым делом крупно написал на доске свои фамилию, имя и отчество и предупредил, что запомнить их будет непросто. Он спокойно и доверительно рассказывал юным калужанам о том, что в нем сочетаются грузинская и армянская кровь, о своей жизни в Тбилиси, о различиях в грузинском и русском народах, а также в бытовом укладе разных республик.
В результате у всех школьных учителей были клички, и только Окуджаву ученики называли по имени - Булат. И только одна, особо очарованная необычным преподавателем девочка, называла его "Булочкой", да и то больше про себя.
4. Ваш предмет - отнюдь не самый главный.
Ученицей Булата Окуджавы была известная актриса- Тамара Сёмина.
Она имела не очень хорошие отметки по литературе, но учитель симпатизировал ей, и сказал, чтобы она верила в себя и "не соглашалась на скромную судьбу".
И она действительно стала великой актрисой.
5.Смелость и честность - незаменимые качества
Однажды в школу прибыла комиссия. Зашла она и к Окуджаве. Тема урока - "Евгений Онегин", образ Татьяны Лариной. К доске вызывается отличница, которая старательно докладывает все, что зазубрила по учебнику. Члены комиссии довольны.
И тут тянет руку мальчик, от которого ничего хорошего ждать явно не приходится. Ему дают слово. "Татьяна Ларина была плохая," - выпалил мальчик. - "Почему?" - "Она любила одного, а жила с другим".
Пауза. Члены комиссии выжидающе смотрят на преподавателя - что он станет делать в такой ситуации?
"Садись, пять," - говорит Окуджава.
Именно так настоящие учителя и заслуживают уважение учеников. Он не побоялся комиссии и поставил мальчику пятёрку.
Когда он оставил школу и вплотную занялся литературным трудом, он с особой теплотой вспоминал школу и своих учеников.
Я думаю, что некоторые правила можно использовать в каждодневной жизни учителя. Иногда учителя бывают слишком серьёзными, а ученики ждут нашей улыбки и немного юмора.
Но не на всех уроках можно использовать юмор, иногда уроки бывают очень насыщенными и бывает, что юмор не уместен. По поводу разговоров о жизни. Это здорово, когда ты говоришь с учениками об этом, узнаёшь их отношение к поступкам. И опять же, иногда на уроке для этого нет времени. Для этого есть классные часы и индивидуальные беседы.
После урока ученики сегодня быстро бегут на переменку, бегут перекусить или приготовиться к следующему уроку. Да, некоторые ученики подходят и спрашивают о не понятом материале. Я это всегда приветствую и стараюсь помочь.
"Не стесняться себя"- это правило №3. Я согласна с этим правилом, некоторые ученики зажаты, стесняются говорить при других, хотя знают материал. Надо таких учеников ободрять и сделать всё, чтобы они не стеснялись отвечать.
Из всего написанного я делаю вывод: некоторые правила я принимаю, некоторые нет, хотя в каждом случае есть свои исключения.
Спасибо за тему! Во многом согласна с правилами Булата Окуджавы. Сама ходила на уроки к коллеге-математику, когда полкласса назвали его уроки любимыми. Так вот он (на таком сложном предмете!) использовал правило №1. Там, где я, например, строжилась, он шутил, и посмеявшись, ребята работали ещё активнее. Очень люблю его роман "Путешествие дилетантов". Для меня это было настоящим открытием Окуджавы-прозаика. Хотя всегда с удовольствием читала его рассказы о школе.