НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Ольга Викторовна, благодарю за внимание к работе!
Галина Геннадьевна, благодарю за внимание к работе и добрые слова!
Благодарю Вас, Галина Геннадьевна, за такую оценку работы! Мне очень приятно!
Спасибо, Наталья Александровна! Прекрасная работа! Красиво, стильно, материала н...
Прекрасная задумка, Елена Борисовна! Времени на такой проект хватит. Спасибо за ...
Цветки все обрезала, в темное место поставила. А поливать теперь обильно? как пр...
Да, Галина Геннадьевна! Я пока презентацию составила, закопалась в материале. Ст...
ОНЛАЙН
sch12092007, Kargapolova

В ЭТОМ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ПРОК - ЯВИТЬСЯ С МАРКОЙ НА УРОК

Блог fedonin50

В «обойме» у многих учителей есть учащиеся, желающие под финиш четверти чуточку улучшить вовсе не свои знания, а только цифры в школьном журнале и в табеле. Часть такого контингента мудро предвидит, что их «заставят» пересказать, а то и просто переписать, лишь один из многих проштудированных одноклассниками параграфов – и баста! Тогда и детёныша-оболтуса дома похвалят, и «препод» останется с завышенными показателями успеваемости (а истина – да кому она нужна?).

В моём арсенале для желающих отметочной «добавки» – почтовые марки. В них ощущаю некий аромат доe-mailовой эпохи, постепенно уходящей в небытие.
Незадолго до написания этих строк дал старшекласснице (моей тёзке) задание – составить сообщение о марке, выпущенной к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, на которой запечатлена миниатюрная репродукция картины с подписью: «К. ЮОН. САЛЮТ ПОБЕДЫ». Уточнил – информация нужна не о самом салюте, а о написании полотна художником.

В итоге – марка вернулась ко мне без пояснительной работы (якобы «не смогла отыскать в Инете…»). Конечно, не поверил. Взялся доказать, что лениво искала. Но… и сам не «поймал» желаемого, зато побочные находки заставили «сесть за перо».

Итак… В поисковик интернета ввёл единственную имеющуюся информацию – это текст с почтовой миниатюры. И вот первый сайт филателистического направления, похоже, тремя строчками расширяет мой кругозор (без правок):

«Салют победы.(Москва салютует).1945.
Вильнюс,Художественный музей.
(Картина не выставляется)»

Тот факт, что в Литве (при нынешнем политическом раскладе) подобная картина не экспонируется, поначалу вызвал к публикатору больше доверия, чем насторожило отсутствие пробелов после знаков препинания.

Следующий источник поведал (без правок): «01 апреля (Soviet Union, USSR ) в рамках выпуска 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. выходит в обращение Почтовая марка "Салют Победы", 1945 (по картине К. Юона "Москва салютует") номиналом 16 к.». О чём говорит последнее число «1945» – не ясно: то ли это дата салюта, то ли дата написания картины, то ли… На прочих филателистических сайтах сообщения о картине не изобиловали разнообразием. Такое «слепое» копирование информации (даже без замены слов) схоже со списыванием учениками друг у дружки домашнего задания на перемене перед уроком («скорее дай скатать!»)…

Лаконичную подсказку выдала Википедия, где среди основных произведений К. Ф. Юона значится: «"Москва салютует", 1945».

Пришла мысль, что Москва-то салютовала не только в День Победы. Это заставило продолжить поиск. И не зря. На одном из интернет-аукционов была выставлена старая репродукция (26 см х 21 см) с пропечатанным в типографии однословным названием: «САЛЮТ». Значит, встречающееся слово «ПОБЕДЫ» додумано посторонними умами, выдающими желаемое за действительное?

Новизну принёс сайт с краткой информацией о творчестве художника и с большим количеством (176) его работ. Здесь показаны сразу две разноплановые картины с московским салютом. Рядом с одной оговорено: «Название – неизвестно. Год создания – неизвестно», около второй (как на нашей марке): «Название – Салют. Год создания – 1943». Составители каталога не претендуют на истину в последней инстанции, ибо не возражают против правок.

Было над чем задуматься. Ведь 1943-й – год первого салюта по случаю освобождения Орла и Белгорода от оккупантов! Так может быть этому салюту и посвящена картина Константина Фёдоровича? Зарылся в справочники. Узнал, что в 23 часа 30 минут диктор Юрий Левитан сообщил по радио: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины – Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий» (ближе к полуночи в общую копилку добавили ещё четыре пушки). Оповещение прозвучало лишь за полчаса до салюта! Даже при включённых в домах радиоточках всем ли легко за полчаса добираться до Красной площади, изображённой Юоном? К тому же, диктором не было оговорено место салюта (а ведь в тот раз удалось синхронно салютовать в разных районах Москвы). И, что весьма важно, смотреть-то было не на что! 5 августа 1943 года были только залпы, грохот орудий! И комендантский час продолжал действовать после тех самых 24-х часов…

Лишь постепенно шумовой эффект пушек стали усиливать сначала стрельбой из пулеметов трассирующими пулями, лучами прожекторов, а потом ракетным фейерверком… В День Победы над фашистской Германией, 9 Мая 1945 года, был дан салют 30-ю залпами из 1000 орудий. Впечатляющими выглядели и фейерверк, сопровождавший эти залпы, и световой шатёр над центром Москвы, образованный лучами 160 прожекторов. По фотографиям и кинохронике видно, что в то незабываемое 9 Мая главная площадь столицы была переполнена ликующими людьми. Ярко светились рубиновые звёзды на башнях Кремля.

На Юоновском же художественном полотне не видна звезда над Спасской башней. Людей, наблюдающих фейерверк, у Кремля не так уж много... Свободно, не сквозь толчею, направляются к Спасским воротам две машины ЗиС-101…

Дабы приблизить финал никому (кроме меня?) не нужным поискам, отправился к хорошим знакомым – сотрудникам Донецкого республиканского художественного музея (уж не ради мольбы о помощи, а желая удивить профессионалов своим проникновением в сферу их интересов). Там гостеприимные люди поначалу напоили чаем, после чего реставратор Е. Лактионов оперативно организовал доставку книги Ю. Осмоловского «Константин Федорович Юон» из серии «Выдающиеся отечественные художники» (Москва: Советский художник. 1982 г.). Там, в перечне творений мастера, числится: «"Москва салютует", холст, масло, 131 х 198 см. 1945 г. Художественный музей Литовской ССР, Вильнюс (под названием "На Красной площади в Москве")». Хочется верить, что сие и есть истина в последней инстанции, ибо цензура соцреализма сурово контролировала всякую печатную продукцию.

Вот в итоге и получается, что в каком бы году ни написал свою картину К. Ф. Юон (1943, 1945 или др.), она не отражает ни первый, ни завершающий салюты Великой Отечественной. Тут так и хочется малость отредактировать пушкинскую строчку из «Сказки о золотом петушке», чтобы получилось: «Марка ложь, да в ней намек!»

Эпилог: с течением времени слова САЛЮТ и ФЕЙЕРВЕРК стали чуть ли не синонимами, а подавляющее большинство авторов статей, излагающих информацию о любом из 355 салютов различной категории, данных в Москве в период Великой Отечественной войны, не заморачивая голову используют для иллюстраций фотографии, запечатлевшие именно салют 9-го мая 1945 года. Да, вот ещё: тёзке-ученице за тот безрезультатный (?) поиск отметку всё-таки нарастил, так ей, неумёхе, и надо.

Александр ФЕДОНИН,
педагог-историк.
Донецк.



ссылки
Новые записи:
XI Всероссийская 64 научно-пр... (0)
XX Областная историко-краевед... (2)
"Живописцы, окуните ваши кист... (17)
Благодарственное письмо губер... (7)
Мы в шествии Бессмертного пол... (24)
Юбилей книги. "Два капитана" ... (1)
"Не вешать нос, гардемарины!" (0)
Детский туберкулезный санатор... (4)
Как защитить нашу Землю? (2)
Читаем детям о войне (26)
95
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@psolovev.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети