Сегодня на уроке русского языка читали с детьми рассказ Сухомлинского "Семь дочек". Помните? Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.
После прочтения я посмотрела на класс: две девочки смахивали слезинки. На мой вопрос: "Чему учит нас этот текст?" одна ученица сказала: "Мы должны заботиться о своих близких, а не ждать, что они сделают для нас". Я поняла: если дети ещё могут плакать, если они помнят о своих близких, значит, не всё потеряно!
Да, дети иногда плачут. У нас в программе 4 класса стоит произведение "Белый Бим". Читаю последние строчки отрывка и не могу сдержать слёз, а дети плачут, глядя на меня. Главное, чтобы эти чувства в них со временем не растерялись.
У меня точно такая же история с "Гранатовым браслетом " Куприна. Каждый год сама читаю письмо Желткова, каждый год даю себе зарок прочитать без слез - а никак! Увижу глаза девчонок, услышу напряженную тишину в классе - история повторяется...
Елена Владимировна, большое спасибо за поднятую проблему. «Сопереживанию надо учить так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги". Сухомлинский В. А.
Уже хорошо ТО, что они учатся эмоциональному восприятию прочитанного!Ах! Как бы хотелось, чтобы ТАКИЕ слова, сказанные ребенком на уроке в душевном порыве, реализовались бы конкретным делом в жизни! Тогда бы нашему предмету цены не было!
А я сегодня на уроке в 10 классе про коллективизацию рассказывала, про репрессии в СССР в 30-ые годы. Ничего особенного, никаких стихов , притч. Факты. И девочки тоже плакали. Души наших детей еще открыты к сопереживанию. Не растерять бы это.
У нас сегодня на торжественной линейке, посвященной памяти героя России Сергея Павлихина плакали многие:взрослые и дети. Молодой человек отдал свою жизнь, защищая отходивший отряд. Он просто хотел жить и служить своей Родине. Он учился в нашей школе, был простым мальчишкой, мечтал о самых простых вещах. Вечная память!
Лариса Николаевна, такого в моей практике ещё не было никогда. Да и слёзы свои я редко кому показываю... А смеяться над слезами другого человека - это, на мой взгляд, кощунственно.
Я проводила классный час перед марафоном по сбору средств, для устранения последствий наводнения на Востоке. Рассказывала о наводнении, назвала телефон по которому нужно высылать sms. Затем рассказала о службе помощи больным детям, показала детей, которым помогли и назвала телефон службы помощи 4451, на который происходит сбор средств на операции этим детям. У многих детей были слёзы и весь класс послал деньги на этот номер. А сегодня подошли девочки и попросили на классном часе обсудить фильм "Хорошие дети не плачут", о девочке больной раком. Значит, их такие беседы затрагивают?! Помощь должна быть действенной, но и хорошие слова не помешают.