Время неумолимо приближает учащихся 11 класса к первой попытке сдать экзамен по литературе. На уроках литературы идет усиленная подготовка: разбираются темы, приводятся аргументы, идет сбор материалов, пишутся сочинения, читаются и анализируются.
Предлагаемый материал – попытка написания сочинения по одной из пяти тем. «Чем люди живы?» Основой для написания сочинения стал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор».
Чем люди живы?
Она не совершала никаких подвигов, не стояла у станка в трудное лихое время, не агитировала и не призывала жить праведно. Нет, она ничего этого не делала, но из всех героев, о которых говорят и чьи фотографии красуются с обложек художественных произведений, эта женщина и её жизнь для меня – пример того, чем и как жить.
И имя у нее неприметное, ветхое какое-то – Матрена. Чтобы увидеть за всей этой неприглядностью то, что однажды вдруг открылось автору рассказа «Матренин двор» Александру Исаевичу Солженицыну, надо очень внимательно перечитывать это произведение, строчка за строчкой, деталь за деталью собирать то, что позволит вслед за писателем по-новому увидеть Матрену. Совершу и я этот путь вместе с автором, чтобы всмотреться, вслушаться и понять, чем жила простая женщина из российской глубинки и почему еще после её гибели почти полгода все поезда замедляли свой ход «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы.
Деревенская жизнь любит сильных людей: пахарей, плотников, косарей - одним словом, мужиков. А как управляться с хозяйством, если ты «одинокая кругом», если вилы и лопату некому насадить и недуг тебя гнет к земле, а на твоих старческих плечах дом с «четырьмя оконцами», «колченогая кошка» и грязно-белая коза? Чем жить, если по причине болезни тебя отпустили из колхоза и пенсию тебе не платят? «Разве это жизнь?» - скажет любой, но только не Матрена. Нельзя сказать, что она не сетовала по этому поводу. Нет, даже обижалась, что притесняют её, но не бегала с жалобами в конторы, лишь с совершенно посторонним человеком обмолвилась в непринужденном разговоре. Попытка понять Матрену и её образ жизни привели меня к одной фразе: «Закономерный порядок… дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят». Из года в год изнурительная тяжелая работа. От сбора бруснички до вывороченных трактором старых пеньков на болоте, от копки картофеля на своем и чужом поле до тяжелых двухпудовых кулей с торфом, принесенных за три километра, от заготовки сена для козы («труд великий»!) до безвозмездной помощи любой бабе в Тальново, да и колхозу тоже. Разве можно не согнуться под тяжестью однообразной и изнурительной работы?! Не обидеться на свет божий?!
Скачать полный текст сочинения можно по ссылке ниже.
Неограниченная бесплатная загрука материала «Сочинение по теме "Чем люди живы?"» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «ЕГЭ по литературе» и представляет собой: «факультатив».
Загрузка началась...
Понравился сайт? Получайте ссылки на лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Большое спасибо за работу и щедрость! Не каждый готов подарить коллегам свой труд! Здорово, что есть это сообщество взаимоподдержки и помощи! Удачи всем!
Елена Юрьевна, очень важные слова вы прописали. Спасибо! Всегда практикую в классе чтение наравне с учениками своей точки зрения на что-либо, в том числе и через сочинения. И мы "судим" без стеснения каждую работу, отмечая достоинства и недостатки. Вот как-то так приучила ребят быть объективными. Иногда беру сама работы 2-3, свою в том числе, читаю, анализируем. Потом раскрываюсь. И мне достается тоже частенько, что касается и похвалы, и хулы. И мне приятно, что ребята уже не стесняются зачитывать свои мысли. Как говорила одна из учениц Оксана П.: "Во всех минусах я ищу плюсы, во всех плюсах - минусы". А главное требование у нас к любой творческой работе - чтобы ВКУСНОЕ было. Почему конфета? Там три части: вступление, основная часть и заключение. И соотношение частей видно, и вкусная середина.