По итогам опроса, который провели эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования», было выявлено, что в школах России имеется дефицит учителей иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Кроме того, оценка результатов данного исследования, в котором приняли участие свыше трёх тысяч учителей из 82 регионов страны, показал наличие высокой загруженности педагогов и отсутствие достойной зарплаты.
По сообщению РБК со ссылкой на данные ОНФ, опрос проводился в период с 9 мая по 10 июня текущего года.
О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Причём, по словам Любови Духаниной, замглавы думского комитета по образованию и науке, педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, «не выдерживая высокой нагрузки, в том числе и непедагогической, и низкого уровня заработной платы». По словам парламентария, учителя, покинувшие школу, отговаривают молодых специалистов работать в данных учебных заведениях. Получается, что российская школа постоянно занимается «латанием кадровых дыр».
Также Л. Духанина обратила внимание на то, что в школах сложилась ситуация, когда педагоги вынуждены преподавать предметы из разных областей. Например, учитель начальных классов начинает вести в средней школе математику, а учитель истории – географию.
О нехватке в школах учителей математики сообщают 44% респондентов, дефицит учителей иностранного языка отметили 39%, учителей русского языка и литературы – 30%, учителей начальных классов – 26%. Кроме того, эксперты отметили всё ещё сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста педагогов при «острой нехватке» молодых специалистов.
В ОНФ полагают, что решением в данной ситуации может стать внедрение национальной системы учительского роста, предусматривающей не только требования к учителю, но и к условиям, в которых педагоги работают. Причём основными мерами должны стать достойный оклад, снижение нагрузки и определение требований к труду учителя.
Представители Министерства просвещения РФ заявили РБК, что намерены тщательно изучить исследования ОНФ, отметив при этом, что в последние годы в российских школах «наблюдается позитивная динамика» относительно кадрового состава.
Глава ведомства Ольга Васильева утверждает: «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем всё больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают всё более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приёма в последние годы".
С интересом смотрела этот эфир на ОТР. Главное, что все в один голос говорят и пишут СМС, что учителей не хватает, а Васильева утверждает, что кадров достаточно, не хватает только 1%. Где же правда?
А правда у каждого своя в регионах! У нас не хватает учителей математики, у учителей русского языка и литературы нагрузка полторы ставки (как минимум), а то и две!
Уж историку и обществоведу дали бы, это ближе. Работа с картами, тут современность, там прошлое, но навыке одни, к тому же интересно проводить параллели с настоящим и будущим, а физик и химик, это уж слишком, ещё трудовику дали бы.
Некоторые учителя соглашаются вести любые предметы, лишь бы получать больше. Придут, посидят, дети самостоятельно материал почитают. Вот и всё "обучение".
Какой ужас, началка и обществознание, а в прочем, всё, что дается в обществознании, в главе право, только действует на бумаге. Все равно при знании своих прав, им обстоять их не удастся, а если отстоят, то что толку, всё равно система, главные.
Да категория сломавшихся и приспособленцев. Только зачем мы учим быть свободолюбивыми, сразу надо, твой начальник господин, его нужно обожать, слова против не говорить и проблем не будет, а то всё развивающие и обучающее...
Если ли, это так как Вы считаете, зачем тогда другие факультеты, ликвидировать... Я признаю важность учителей начальных классов, там именно закладывает фундамент знаний, но каждый должен заниматься своим делом.
Что Вы имеете в виду под словом "система"? Конечно, это не специалисты, но лучше учитель начальной школы у своих выпускников в 5 классе будет вести русский язык и математику, чем учитель истории - русский язык, а учитель биологии - математику.
/Им потом переучивать придётся, так они говорят / Что, дважды два восемь станет? Если почитать методику и следовать указаниям методички, ничего страшного не произойдет. А если "в шоке", то пусть сами ведут.
У меня бабушкина сестра, она закончила с красным дипломом Воронежский университет, вела химию, но у ней была специализация, учитель географии, биологии и химии, как у меня к примеру, тоже 3 предмета: история, право и обществознание.
У нас было в школе, что учитель русского языка в началки, вела русский язык, когда учитель болел, но у неё 2 образования, кроме филологического, еще педучилище.
Галина Васильевна, так она работала в среднем звене, дети уже перешли в 11 класс, и теперь учитель ведёт у так же русский язык и литературу и классный руководитель. Тут два образования и опыт работы и в началке и в среднем звене. Везде сапожник- сапоги.
/педагоги вынуждены преподавать предметы из разных областей/ Так это же политика правительства, от которой даже тошно становится. Правильно, у нас в этом году был дан план УО убрать двух педагогов, а нагрузку распределить среди оставшихся, чтобы не портили показатели по з/п.
/а нагрузку распределить среди оставшихся, чтобы не портили показатели по з/п./ Сапоги - пирожник? Нет, коллеги, так не годится. Преподавать должны специалисты, а не магистры околовсяческих наук. Дети-то не виноваты, что у нас зарплата маленькая!
И мы за это же, Татьяна Анатольевна. Тем более многие уже пенсионеры, на нагрузку не претендуют, зато специалисты с высшим образованием, большим опытом работы. Иностранца всё-таки убрали, учителя русского языка и литературы удалось отстоять.Такое ощущение, что мозги теряем, только деньги считаем.
Будет приезжать учитель из соседней школы. Оказывается, совместителю можно учить, причем не специалисту, а вот своего педагога надо увольнять, он лишний.
Коллеги, мне искренне жаль детей, у которых предметы преподают не специалисты, а ... абы кто. Мы сами ставим их в неравное положение с детьми городских школ. Поэтому у нас учителя началки ничего не ведут в старших классах. И не потому, что мы глупые. Но сапоги - сапожнику.
Я работаю в двух школах. В другой школе, где я являюсь совместителем мне стимулирующие не платят. Сказали, что счётная палата запрещает, контролирует это строго. Только непонятно почему. Я провожу консультации после уроков по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, но, бесплатно. Дети принимают участие в конференциях различного уровня, становятся победителями и призерами, также принимают участие в олимпиадах. Но, это всё бесплатно, так как я совместитель, мне не положено оплачивать часть стимулирующей оплаты.
Одно время я тоже работала по совместительству. Категория и ставка сохраняется, но зарплата меньше из-за того, что не выплачивают ни стимулирующие, ни премиальные. В Положении о заработной плате всё четко прописано. Директор может только словесно поблагодарить за качественный труд, но материально вознаградить не получится: кому хочется нарушать Положение и нести за это ответственность....
И за незаконную растрату денежных средств отвечать тоже никто не захочет. Соглашаясь на совместительство, мы автоматически соглашаемся со всем отсюда следующим. "Нанялся - продался".
К примеру работник сторож, и совместитель учитель ан.языка. Человек останется на рабочем месте, и не нужно будет, его увольнять, конечно уволить придётся, но потом он станет совместителем учителем ан.языка. К примеру сейчас у нас министр образования Хакасии- Гимазутина, когда приехала в Черногорск, и не было жилья, была сторожем и учителем математики. Что делать, если в такие рамки загоняют учителей. Как поняла у вас нет возможности учителя ин.яза, нагрузить даже внеурочкой.
Я рада, что работаю не в "престижной" школе. У нас иностранок четыре. Правда, одну мы все-таки отправили на пенсию. Теперь выбираем. Интересно, а как же ваши "престижные" дети планируют иностранный сдавать в качестве обязательного, если их некому учить? беда-огорчение!
Меня как то не сильно коснулось вот до этого факта. Было конечно, когда в дипломе на госа при наличии всех пятерок поставили тройку и красный диплом не дали, но это, как то прошло, в основном у всех не красные дипломы. Вот сейчас я столкнулось, это точно, чиновники все врут и нечего не делают, при этом врут смотря в глаза и обещают, что обязательно поможем и так не должно быть.
Такое зачастую встречается в сельских малокомплектных школах. Если, например, информатики всего 10 часов, то какой специалист откликнется и придёт работать в школу на такую нагрузку. Вот и приходится отдавать эти часы кому угодно. Неважно это учитель биологии или географии. Тем более, что в последнее время практикуют профессиональную переподготовку. Пусть хоть бухгалтер, хоть худрук из дома культуры приходит в школу - заплатил 1000-2000 рублей, прошел курс переподготовки и ты специалист. И не надо как мы пахать в институте 5 лет.
Дети, при желании, могут сами подготовиться. В этом году мой ученик без репетиторов сдал информатику на 93 балла. Готовился самостоятельно, работал с сайтами.
Галина Васильевна! Не понимаю я Вас. Вам люди (не просто люди, а глава ведомства) черным по белому - /«Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем всё больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают всё более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приёма в последние годы". / А Вы - свое: "Нет учителей"! 1% в вашей школе приключился!
Да, это безобразие! Я полностью с вами согласна. Я знаю таких учителей, которые закончили музыкальное училище. Получили диплом по специальности "Руководитель эстрадного ансамбля". А сейчас она работает учителем истории и обществознания, а также завучем в школе. Достаточно было пройти дистанционно переобучение. Переобучение длится всего от 300 до 600 часов. И человека считают специалистом. Такие услуги предлагают многие сайты. Вот вам и наша система образования!
И стоят такие услуги не так уж и дорого. А в СПО все педагоги такие. Зоотехники-ветврачи-технологи с платными курсами. И ведут они не спец. предметы, поверьте.
Можно, так же можно переучиться к примеру на фармацевта? Или на другую специальность, если знаете, можно ссылочку на сайт, что та мне, как то не по себе с мой администрацией, а другие не берут. Так, что если, так легко можно сменить профессию может это выход для меня и пусть физкультурники ведут историю.
//В ОНФ полагают, что решением в данной ситуации может стать внедрение национальной системы учительского роста, предусматривающей не только требования к учителю, но и к условиям, в которых педагоги работают. Причём основными мерами должны стать достойный оклад, снижение нагрузки и определение требований к труду учителя. // Вот с этого и надо начинать - с создания условий для работы учителей, достойной зарплаты, а не новых требований к аттестации. Тогда и бежать никто не будет из школы, и молодые специалисты потянутся.
Виктория Валерьяновна, на бумаге всё хорошо, а вот, как на деле... Законы не выполняются это точно. Раньше я очень любила преподавать обществознание, там одна из глав, права граждан и защита их. Мы с детьми учились, разыгрывали ситуации и защищали свои права, в техникуме посещали суды, а потом моделировали судебное разбирательство. Но теперь после личной ситуации я прекрасно знаю, что законы о защите прав в России не работают, значит я невольно обманывала студентов и они мне верили.
Вот и нет! Большинство видят мир в розовых очках. Считают, что у них всё будет прекрасно, что они честным трудом заработают на квартиру, машину, дачу. А в реальности - ипотека на 30 лет...
А потом разочарование, как у меня. Если я знаю обо всем, то когда во время учебы в институте, отдыхая в Болгарии не вернулась бы в Россию и не испытала беспредела. Не послушала я эмигранта Виктора, Родина у меня была на первом плане, но Вы Родине увы я не нужна, ей чиновники нужны и их всевластие.
И ломаются, нужно, что менять в этой системе. У меня тоже были розовые очки до тех пор, как всё со мной произошла, я не понимала, почему к 8,9 классу интерес к занятия у очень талантливых детей пропадает, но просто снимали розовые очки и видели, что слова и дела это разные и от суда результат.
Иногда работают, Наталья Леонидовна! Надо только знать свои права и уметь их отстаивать. Согласна, что не всегда, но иногда удаётся их отстоять. И вы правильно делаете, что учите этому детей.
Может черти утащат их или вразумит Бог. Вы правильно говорите, не должно, так продолжаться. Как говорить, как начальник относиться к окружающим все равно получит это сам.
Елена Владимировна, когда я восстановилась на работе, сразу после этого травля этих бабуль началась, но единственное они не избивали. Оскорблять оскорбляли, но я как к этому равнодушно относилась, все таки. Так по их инициативе сделали фотографию мою, что я ушла и не вернулась. Маме и тете, они говорили, когда я уходила, что крестишь меня, все равно убьем. Однако Бог распорядился по другому, в том году летом у одной из них дочь умерла. Они немного стали тише, всю зиму, но теперь вновь, с большей силой и нанесли побои. Не понимают, то, что она планировала со мной вернулось ей.
Была Елена Владимировна, гос свидетелей и там поддерживают, хоть и заключение о побоях есть и записи на дисках. Галина Васильевна, правильно говорит, власти едины в глубинках, все друзья и товарищи.
Я систематически исполняю приказы и указания администрации школы (согласно ТД и должностным обязанностям), но /отстояла я свои права через суд и что из этого директору даже замечание не сделали.../ у меня не было. Следовательно, не повсеместно.
Галина Васильевна, но чиновники не понимают, чтобы страна развивалась, нужны таланты, они не угодные и не уемные, они согласно законы обществознания о циркуляции элит, должны подпитываться этими талантами и менять элиту на 30 процентов иначе, вновь застой, это мы уже проходили в конце 40-х, 50-60, брежневского застоя,1991, распада СССР. Все идет чинившего беспредела.
Виктория Валерьяновна, у вас есть примеры, что работодателя наказали, за нарушения прав работника? Либо мы очень далеко от центра и тут беспредел и ворон ворону глаз не выклюет.
Мы все полностью согласны с Вами, Наталья Леонидовна,: Виктория Валерьяновна прекрасно поет и учит детей петь. Но Вам пора уже отпустить эту ситуацию "с директором". Неужели Вы думаете, что у нас не было в жизни подобных ситуаций? Это ведь не значит, что мы теперь до конца своих дней должны быть зациклены на этом? Поверьте, каждому Бог дает по силам его, ровно столько, сколько человек в состоянии вынести. Каждый несет свой крест. Хватит унывать, муссировать эту ситуацию. Поверьте: жизнь прекрасна, и она тсанет таковой. ИМХО.
Учитель должен знать весь программный материал. Вот тогда и будет все ОК. Знаете, какие детишки сейчас умные? Они такие вопросы могут задавать. Дураком себя почувствовать никому не захочется.
/Гордыня — это завышенная самооценка, когда человек считает себя лучше, чем он есть на самом деле, а так же, лучше, чем все остальные люди.// А это разве не смертный грех?
Нет, Татьяна Анатольевна, я только информатик в школе. На производстве была инженером-экономистом, в институте работала инженером по обслуживанию вычислительной техники.
Теперь есть у меня педобразование. Прошла КПП в объёме 700 часов. Получила диплом Европейского Университета с присвоением квалификации учитель информатики и ИКТ.
По поводу нехватки учителей: в этом году у нас новый физрук, руссовед и англичанка. Еще мы хотели дополнительного математика, но кандидатуры нас не устраивают. Похоже, Васильева права, нет у нас дефицита!