Институт образования ВШЭ начинает новое грандиозное исследование – мониторинг студенческих траекторий и характеристик. Целью мониторинга является– выяснить, как сами студенты оценивают своё обучение в вузе, на что тратят свободное время, какие ценности выбирают в будущем.
В последнее время происходят изменения, ставящие под вопрос традиционное мнение о студентах и их значении в вузах. Это и массовый переход к высшему образованию, и изменения на рынке труда, и стремительное развитие новых технологий. Существует мнение, что «студент уже не тот», но научных исследований по этой теме нет. Студенты как социальная группа не изучены и это затрудняет принятие важных решений на уровне системы высшего образования.
Участниками проекта являются только 12 вузов. Первоначально исследование будет акцентировано на студентах менеджмента и экономик. В мониторинге примут участие более 10 тысяч студентов. Участники будут отвечать на множество вопросов. Например, в какие виды деятельности включены студенты, часто ли составляют презентации, как они сами оценивают полученные знания, участвуют ли в дискуссиях, много ли и что приходится читать, в какой форме проходят занятия, зачеты и экзамены, как много занимаются самостоятельно?
Ответы на эти вопросы помогут понять, насколько студенты готовы к участию в научно-исследовательской работе, склонны ли к научной работе, как научная работа педагогов влияет на учебный процесс, в каких ситуациях студенты начинают работать, насколько активно они пользуются интернетом, как относятся к списыванию и плагиату.
Исследование начнётся этой осенью. Проводиться оно будет в онлайн-режиме. Поэтому первый этап пройдет достаточно быстро и первые итоги будут подведены уже весной. Предполагается, что результаты будут интересны не только участникам проекта, но и более широкой аудитории и поможет выяснить, кто же такой современный студент.
|