В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки России сообщили о подготовке новых поправок в закон «Об образовании в РФ», направленных на сокращение объёма бюрократической нагрузки на педагогов.
Как рассказала советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова в рамках образовательного интенсива IPR-EDU 2023 «Аккредитационные показатели в управлении качеством высшего образования», организованного при участии Рособрнадзора и Росаккредагентства, новые поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ещё больше сократят объём бюрократической нагрузки на педагогов всех уровней образования.
По словам чиновницы, решать упомянутую проблему начали с учителей школ, «как самой массовой категории». Планируется «создать чёткую рамку, за пределами которой никто ничего не сможет запрашивать». Такие ограничения будут актуальны и для педагогов других уровней образования.
Н. Алтыникова, в частности, отметила, что подготовленные поправки дадут возможность федеральным органам исполнительной власти утверждать перечень, формы и структуры документов педагога и образовательной организации (ОУ), за пределами которого никто не сможет требовать от педагога вести какую-то дополнительную документацию.
Стоит напомнить, что ранее такие ограничения уже были введены приказом Минпросвещения России для учителей школ.
Кроме того, подготовлены поправки, устанавливающие основания для запросов информации у образовательных организаций различными ведомствами и организациями. К тому же предстоит откорректировать понятие «Образовательная программа» и дать чёткое определение понятия «Педагогическая деятельность».
При этом чиновница рассказала о завершении формирования примерных перечней обязательных документов для педагогов дошкольного образования, СПО и вузов.
Планируется, что их количество будет ограничено двумя для воспитателей детских садов, шестью – для преподавателей организаций СПО и четырьмя – для преподавателей вузов. Апробацию же новых подходов планируется провести в рамках эксперимента, который пройдёт с участием 24 образовательных организаций из шести пилотных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Пензенская, Нижегородская и Владимирская области).
В рамках семинара Вероника Шубаева, проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), который является одной из площадок для отработки новых подходов, сообщила о результатах анализа ситуации с бюрократической нагрузкой, проведённого на примере её учебного заведения. Она рассказала о том, что последние три месяца в вуз поступило 854 запроса из различных министерств и ведомств, а средний объём учебно-методической документации, которую образовательная организация должна разрабатывать за год, составляет почти 95 тысяч страниц.
Она выступила с предложением по сокращению объёма документационной нагрузки на вузы, среди которых использование различными ведомствами информации, размещённой на официальном сайте ОУ, устранение дублирования запросов со стороны федеральных и региональных ведомств, разработка системы учёта образовательных программ на федеральном уровне, автоматизация процессов разработки и актуализации образовательных программ, стандартизация показателей в отчётах о самообследовании, которые готовят вузы, чтобы эти данные были удобны для дальнейшей обработки и сопоставления.
|