Хотелось, чтобы инновации шли в гармонии с опытомпредков. Предлагаю читателям нормы оценок1834 года, где все четко прописано.175
лет тому назад был составлен документ, точно очертивший, какую оценку и за что
следует ставить. Документ этот, высочайше утвержденный 8 декабря 1834 года,
назывался "Положение для постоянного определения или оценки успехов в
науках". Излагать его современным языком нет смысла: наш язык беднее,
лучше прочитать текст подлинника. Вот что в нем говорилось:
1-я степень (успехи слабые). Ученик едва прикоснулсяк науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для
успехов в оной, — или потому, что совершенно не радел при наклонности к
чему-либо иному.
2-я степень (успехи посредственные). Ученик знаетнекоторые отрывки из преподанной науки; но и те присвоил одной памятью. Он не
проник в ея основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность
сия, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей,
особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом или
постоянным упражнением. Отличные дарования, при легкомыслии и праздности,
влекут за собою то же последствие.
3-я степень (успехи удовлетворительные). Ученикзнает науку в том виде, как она ему преподана; он постигает даже отношение всех
частей к целому в изложенном ему порядке; но он ограничивается книгою или
словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов,
предлагаемых на тот конец чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки;
даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей- то
степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением;
но они прилежанием своим доказывают любовь науке. Эту ступень можно назвать степенью удовлетворительныхпотому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать
за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и
размышление, всегда после памяти нас посещаемое, пробуждается часто среди этой
даже механической работы. 4-я степень (успехи хорошие). Ученик отлично знаетпреподанное ученье; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную
связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут
действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить
что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует
таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление
в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех
напряжениях перейти невозможно.
5-я степень (успехи отличные). Ученик владеетнаукою: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает
различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью
довольно изощренную упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему
случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно
выразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку
неотъемлемым своим достоинством, что уроки послужили ему только полем для
упражнения самостоятельности, и что размышления при помощи книг, к той науке
относящихся, распространила познания далее, нежели позволил нередко
одностороннее учителя на вещи. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей
памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с
неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знаний.
За чтокол? Ничего не знает!http://easyen.ru/load....-0-4548©-Чупин ВалерианДмитриевич ,2010 год