В ходе четвертого дня форума и шоу технологий «Открытые инновации» состоялась открытая дискуссия о новых технологиях в сфере образования. В обсуждении принял участие и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Обсуждалось немало вопросов, связанных с образованием. В частности, глава департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев рассказал, что ведомство готовит рекомендации вузам учитывать сертификаты студентов о прохождении онлайн-курсов.
Начиная свое выступление, Дмитрий Ливанов предупредил, что намерен выступить с консервативных позиций, и поставил под сомнение тезис о происходящей революции в образовании.
Министр процитировал Канта, который говорил: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее напиться». Так, по словам Дмитрия Ливанова, можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать пользу из нее невозможно - человеку необходимо иметь мотив для интеллектуальной работы и видеть смысл своего учения.
Он отметил: "Попадая в вуз, человек вместе с преподавателем выполняет определенную работу, делает проект, научное исследование. Только действуя, он получает практические навыки".
Также Дмитрий Ливанов затронул тему роли современного учителя. Педагог больше не является монопольным носителем информации, по мнению министра. Раньше только преподаватель обладал информацией. Теперь каждый человек имеет доступ к огромным массивам данных. В этой ситуации возникает вопрос, нужен ли преподаватель. В связи с этим возникают новые функции педагога : помощь в навигации в море информации, содействие человеку в выстраивании своей образовательной траектории, а также помощь в поиске смыслов, без которой любой процесс образования не даст результатов.
Министр процитировал Канта, который говорил: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее напиться». Так, по словам Дмитрия Ливанова, можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать пользу из нее невозможно - человеку необходимо иметь мотив для интеллектуальной работы и видеть смысл своего учения. Очень верное высказывание.
В своем выступлении на форуме «Открытые инновации» Дмитрий Ливанов продемонстрировал консервативное отношение к онлайн-образованию. По его мнению, является нецелесообразным рекомендовать ВУЗам учитывать сертификаты студентов о прохождении онлайн-курсов. Он считает, что если у человека есть желание изучать что-то самостоятельно, то принуждать его к этому нет необходимости.К тому же в процессе овладения профессией в совершенстве немаловажную роль играет практика, добавил министр. Получив теоретические знания в ходе прохождения онлайн-курсов, студент не становится специалистом. Именно в ВУЗах, под руководством опытных преподавателей должны проводиться исследования, готовиться научные проекты. Только в таких условиях студент может получить практические навыки, которые нужны будут для его профессиональной деятельности. Особенно это касается медицинских, инженерных специальностей. Вместе с тем Ливанов уточнил, что и индивидуальная работа очень важна, и она должна учитываться и поощряться, но усердно навязывать ее не стоит.Напомню, с предложением учитывать российскими ВУЗами наличие сертификата, подтверждающего прохождение онлайн-курсов, в рамках Национальной платформы открытого образования выступил Глава департамента госполитики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ Александр Соболев.
Совершенно верно, при этом каждый из учащихся может потребовать индивидуальный маршрут. Вот у меня в прошлом году была группа пятиклассников, так они за полугодие были готовы пройти весь курс древнего мира, а потом изучать 6 класс. Завуч не разрешила. И у детей интерес пропал.