Может ли современная школа существовать без учителей? Положительный ответ на такой вопрос дает индийский профессор Сугате Митре. Этот ученый занимается вопросами образовательных технологий в Ньюкаслском Университете.
В школе города Калькутта он провел эксперимент под названием «Дыра в стене». Для подтверждения своей идеи, ученый установил в здании школы компьютер с программным обеспечением на английском языке. Школьникам, не знавшим английский, разрешалось делать все что угодно по их желанию. И индийские ученики смогли без помощи посторонних играть в игры, находить информацию в Интернете.
За свои исследования в вопросах самообучения Сугате Митре получил премию TED Prise. На деньги полученной премии, ученый планирует открыть в следующем году пять экспериментальных лабораторий в Индии и одну в Великобритании. Они станут дополнением уже к существующей в George Stephenson High School под названием «Школа в облаке». В этой необычной школе дети самостоятельно обучают друг друга и используют информацию «интернет-облаков». Спонсорами и партнерами этого эксперимента выступили две известные фирмы: Microsoft , Skype. Взрослые появляются на занятиях этой школы только виртуально на экранах больших мониторов и выступают в роли добрых модераторов. По мнению устроителей проекта за школами с самообучающимися детьми будущее.
При использовании КСО дети тоже самостоятельно обучают друг друга. Особенно по технологии взаимопередачи тем. Большой опыт в направлении имеют Красноярские педагоги. Тут сплошная самость: самоиндукция, саморазвитие. Я пробовала работать в этой технологии лет 10 назад, когда классы были большие. Дети даже сами готовили дидактический материал для взаимопередачи. Почти каждый учащийся выступал в роли педагога не единожды. При таком подходе материал "накручивается" циклически и на каждом новом витке приходит более глубокое осознание и коррекция изученного. Результаты потрясающие.
Идея, безусловно, интересная! Только она не так уж и нова. Вспомните Ривина М.Д., который создавал образовательное пространство с помощью изобретённого им оргдиалога в далёкие 20-е годы, 20 века. И результаты были замечательными.
А куда же нас, учителей? На свалку как отработанный материал? Шутка! Каждая технология по-своему интересна, но кто направляет и координирует работу учеников?
Не любого: знаю много детей, у которых сформировано чувство самоконтроля с начальной школы: они не ждут ни родителя, ни учителя. Они сами организовывают свою деятельность без внешней помощи.
Неграмотными в двадцатьпервом веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не способен учиться, разучиваться и переучиваться. Не помню кто писал.
Все это, конечно, хорошо. Ну как быть с эмоциональным живым общением между учеником и учителем, которое нельзя полностью передать через холодный монитор компьютера.