Сверхраннее обучение малышей чтению и письму, которое обусловлено амбициозными требованиями родителей и системы образования, могут привести к тому, что у ребенка пропадёт стимул к обучению.
В 3 года малыш функционально не готов пока к способу зрительного восприятия и дифференцирования букв, которые заложены в основе чтения. Если начать обучение чтению в этом возрасте, то у ребенка сформируется неэффективный механизм чтения, который остаётся на весь период обучения. Такие выводы сегодня привела директор института возрастной физиологии М. Безруких.
Директор института психолого-педагогических проблем детства Т. Волосовец тоже предполагает, что позиция некоторых родителей, которые желают по максимуму интеллектуально развивать своих детей к школе, может привести к тому, что маленький ученик не захочет идти в школу за знаниями. Малыши должны развиваться в системе адекватных требований.
Медики в настоящее время констатируют снижение показателей здоровья у ребят, которые живут в быстром режиме — ходят и на уроки иностранного языка, и посещают спортивные кружки, и записаны в развивающие школы. Затем дети приходят поздно вечером домой и просто падают от напряжения и усталости. Это может привести как к общесоматическим заболеваниям и неврозам, так и к уничтожению мотивации обучения как такового.
Ко мне на занятия по подготовке к школе два раза в неделю приходит 25 деток, очень многие кроме этого ещё и занимаются танцами, посещают спортивные секции. Практически все эти дети посещают детский сад, значит все кружки они посещают вечером, после посещения детского сада. Считаю, что такая нагрузка слишком велика для 5-6 летних детей.
В этом году пришла первоклассница, которой ещё летом наняли репетитора. Другая мама за лето прочла с ребёнком половину букваря, боясь отстать (от чего?). Поэтому, я не удивилась, увидев сегодня результаты исследования психолога. У многих детей наблюдается тревожность и страх школы. Бедных детей так "подготовили" к школе, что нервные срывы приходится наблюдать частенько.
Все дети разные, впрочем, как и родители. Одно знаю, ранняя способность к чтению еще не факт успешной учёбы в дальнейшем. Дети выдают высокую технику чтения, а пересказать осмысленно текст не могут.
Если ребенку не хочется читать, то не следует насильно заставлять его читать: травмируем психику ребенка. Правда, я согласна:"всему свое время!" Надо методически правильно обучать детей чтению, да и письму и счету...
Пятилетний внучок знакомой учительницы бегло читает. Наш, ровесник ему, знает буквы, но не все. Переживали, а потом подумалось: куда спешить? Пусть все идет, как идет. Научится. Данная статья - тому подтверждение.
Конечно, в 3 года учить читать ребёнка рано. Но когда в 7 лет приходят в первый класс и буквы не знают, предложения повторяют с трудом, то об успешном обучении только снится. Современные программы предполагают, чтобы ребёнок приходил в 1 класс хотя бы знающим буквы. А у нас в глубинке "продвинутых" родителей по пальцам сосчитать можно.
Конечно учат. Работа начинается с добукварного периода, идёт подготовка к изучению букв, а потом уже учим буквы, читаем слоги. Просто когда ребёнок приходит, знающим буквы, то процесс идёт быстрее. С другой стороны это мешает тем, что у детей пропадает интерес. Им то буквы уже знакомы.
Почему же родители так амбициозны и не понимают, что отбивают у своих детей желание учиться? В 3 года ребенку будет еще интересно, возможно дети будут пытаться что-то учить, а в 6-7 лет не пропадет ли желание учиться?!
Конечно пропадёт . Во многом виновата система отбора детей в элитные школы, где проверяется умение ребёнка читать и писать. Родители, готовы на всё, чтобы устроить дитя в такую школу, поэтому и стараются вовсю.
Считаю, что в 3 года учить читать рано, но логику надо развивать с самого раннего возраста. Тогда и учиться будет легче, даже если ребенок чего-то не умеет.
А я думаю, что со временем, обучаясь в школе, ребенок "выравнивается",т.е. становится более или менее таким, каким его "запрограммировала природа". Конечно, при условии помощи и контроля со стороны родителей. Или я не права.
Работаю в центре развития ребенка, веду курс "Читайка" детей 4,5 - 6 лет. Дети без проблем начали читать, приходят с большим желанием на занятия. Всё, благодаря кубикам Зайцева. Наверно, для дошкольников необходимо выбрать правильную методику для чтения без принуждения!
Одна учительница научила читать своего ребенка в 3 года. В школе в первом классе произошел"Сдвиг", ушли в спец класс. Всему свое время раньше детей в школу вообще не готовили.
А в 5 лет уже умела читать, писать печатные буквы. Всё же, обучение - это индивидуальный процесс. Мои внучки-двойняшки буквы знают с двух лет - им было интересно, а вот внук сам попросил познакомить с буквами в 5 лет. Интерес пришел - вот и попросил.
Тоже знаю такого учителя. И ребёнка она научила читать в это же время. Но в школе занималась с ним регулярно. Итог - ребёнок сейчас учится в центре одарённых детей.
Всё индивидуально. Если ребёнок сам заинтересован в чтении, а не занимается под давлением родителей, то положительный результат возможен. А если всё происходит из-под палки, то можно загубить интерес к чтению навсегда.