Сегодня проводится тотальный диктант - международная акция по проверке грамотности. Писать его будут больше 50.000 человек из 45 стран мира. Первый диктант проводился 11 лет назад, и в нём участвовали всего 150 человек, а в 2013 году число участников увеличилось уже до 32 тысяч. Участие в акции бесплатное и добровольное. Проверять работы будут профессионалы на безвозмездной основе. По данным экспертной комиссии на "5" диктант пишут 1-2% участников.
Составил текст диктанта 2014 писатель Ал. Иванов — автор известного романа "Географ глобус пропил". Он же и прочитает текст работы в госуниверситете Новосибирска на основной площадке акции. В прошлые годы текст диктанта составляли Б. Стругацкий, З. Прилепин, Дм. Быков, П. Короленко, Д. Рубина.
Читать диктант будут известные люди. В Московской высшей школе соцнаук - Константин Хабенский, в МПГУ - Андрей Бочаров, в ВШЭ - лингвист Максим Кронгауз. В других городах и странах читать текст будут: писатель Андрей Константинов, известный ведущий BBC Сева Новгородцев, победитель "Новой волны" Андрей Grizz-lee, фрик-бард Василь Уриевский, писательница Ирина Левитес
Диктант носит тотальный характер и охватывает 20 часовых поясов. Самая северная точка - поселок Диксон на Таймыре, на юге — антарктическая научная станция "Восток", на западе - Сан-Хосе (Калифорния, США), на востоке — Окленд (Новая Зеландия). Писать диктант будут и в космосе: летчик-космонавт Олег Артемьев также принял решение об участии. Участниками диктанта станут и сотрудники Российской антарктической экспедиции.
Для тех, у кого не будет возможности прийти на акцию, смогут принять участие в онлайн-диктанте. Трансляции будут проходить в 3 этапа из 6 городов России. Первый этап начнётся в 9-00 - Иркутск, Якутск, Южно-Сахалинск. Второй в 12-00 — Новосибирск. Третья в 15-00 - Москва и Ростов-на-Дону. На сайте будет проведена диктовка в прямом эфире, участник диктанта должен набрать текст в спецформе, а затем автоматически проверить его и увидеть полный разбор ошибок.
Между прочим, очень интересно. В нашем городе подобная акция по проверке грамотности проводится третий год. Сегодня принимала участие вместе с детьми во второй раз. Придя домой, нашла текст. Нашла "у себя" пунктуационные ошибки (немного, но есть).
Диктант очень сложный, я знаю знакомых - журналистов, которые писали этот диктант на "3" очень радовались. В нашем городе он проходит уже третий раз, пятерок еще ни разу не было. 1-2% четверок.
В этом году писали текст из произведения Алексея Иванова "Поезд Чусовская - Тагил" (часть 3 "Когда поезд вернется"). Действительно, с точки зрения пунктуации можно было запутаться. Нашла то предложение на сайте "Тотальный диктант", где допустила ошибку ЦитатаИ мы, ребятишки, ехали навстречу чудесным приключениям - туда, где беспощадные солнцепёки, неприступные скалы и огненные рассветы, и нам снились дивные сны, пока мы спали на жёстких вагонных полках, и сны эти- самое удивительное! -всегда сбывались.Я выделила "самое удивительное" в качестве вводного словосочетания с помощью запятых, а потом (когда прочитала комментарии на сайте) оказалось, что это
Цитата
Факультативный восклицательный знак в конце вставки.
Мне кажется, что с пунктуацией всегда и у всех проблемы в той или иной мере. Если орфография ещё как-то поддаётся, то все эти точки-тире... огромную трудность вызывают.
Встречалась даже такая конструкция, как "именительный темы"
Цитата
Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется знаками препинания, соответствующими концу предложения, – точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком, многоточием. Каждый знак вносит соответствующий смысловой и эмоциональный оттенок.
Пример из текста Тотального диктанта
Цитата
«Чусовская – Тагил», солнечный поезд моего детства
А у меня (я написАла 2 часть) за ошибку посчитали написание слова Земля с заглавной буквы. Я астрономию много лет преподавала, везде планету именую величественно, по имени. И ещё у меня везде (в трёх местах) слово "вот" отделено с помощью тире:
Цитата
Вот - чистенькая старушка разворачивает газетку, в которой аккуратно сложены перья лука, пирожки с капустной начинкой и яйца, сваренные вкрутую. Вот -небритый папаша укачивает сидящую у него на коленях маленькую дочку, и столько нежности в том осторожном движении, которым этот мужик, корявый и неловкий, прикрывает девочку полой своего потрёпанного пиджака! Вот -пьют водку расхристанные дембеля вроде бы, ошалев от счастья, они вразнобойгогочут, братаются, но внезапно, будто что-то вспомнив, начинают драться, потом плачут от невозможности выразить непонятное им страдание, снова обнимаются и поют песни.
И два ещё за две пунктуационные ошибки посчитали замену восклицательного знака точкой и наоборот... Не понимаю, почему это ошибками считается. В итоге - оценка "три" (1/5). Очень обидно...
"Вот" - это частица, она не выделяется знаком препинания. Зашла на сайт и прочитала текст: "земля" -нарицательное имя существительное, т.е. обозначает "низ, около". А текст был тоже интересным для написания. Татьяна Борисовна, не смогла посмотреть комментарии к диктанту (почему-то не открывается файл). Попробуйте открыть и найти данное слово, там должно быть объяснение всех орфограмм и пунктограмм. И ошибки, я с Вами согласна, обидно допускать. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы попробовали, ошиблись, исправимся на следующий год
Вам, ИринаВладимировна, проще, т. к. Вы учитель русского и литературы а я - физик! Всё дело в том, что там о земле говорится в качестве всего мира, а это уже вся планета... Тонкое место. А "вот" я выделить хотела интонационно, чтобы пауза была. Так нельзя? спасибо за поддержку!
Проще? Может быть... Да только тоже "насажала" ошибок)))Со мной рядом писала дочь, у нее меньше пунктуационных ошибок. Она не задумывалась, писала, как чувствовала. А я правила соблюдала
А я являюсь организатором уже третий год. Хотелось бы отметить четкую работу координаторов акции, мы всегда получаем точные инструкции. И вариативность в знаках ( в пределах разумного) также предусмотрена в инструкциях для проверяющих. А вообще-то в том году текст был на порядок проще по сравнению с прошлогодним. Но у нас тоже за три года пятерок еще не было: критерии очень строги (0\1=5).
В школе очень любила писать сочинения и диктанты. Изложения нет. Там нельзя придумывать и "загрузиться". Можно бы то же проверить себя. А то к ученикам бываем строги, а сами...