Я люблю свою работу. Много лет назад, после окончания школы, передо мной не стоял вопрос: «Какую профессию выбрать?». В нашем институте не было дошкольного отделения, поэтому мне пришлось ехать в Караганду. А мечтала я работать в детском саду воспитателем. Будучи студенткой факультета «Педагогика и психология дошкольная» я узнала о профессии логопеда. Но осталась учиться на своём факультете. Многое из работы логопеда мы осваивали в рамках нашего курса. Окончив институт дипломированным специалистом, работала воспитателем. В процессе работы увидела, сколько детей нуждается в исправлении речевых дефектов. При подготовке ребёнка к поступлению в школу, стала замечать, что у ребят с проблемным произношением, возникают трудности при обучении чтению и письму. Хотелось им помочь, да знаний не хватало. Статала изучать логопедическую литературу.
Оказалось - это очень интересно. Что-то из прочитанного использовала в работе.
Через некоторое время судьба подарила мне встречу с талантливым логопедом. Эта женщина знает в своей профессии, наверное, почти всё. Видела, как она работает, какие у неё результаты, скольким детям она помагает.
И мне захотелось попробовать самой.
Хотя всё произошло, несколько неожиданно и быстро. Получила второе логопедическое образование. Практически сразу стала работать логопедом.
Конечно, начинать всегда трудно, но и интересно. Работа с детьми мне была знакома и любима, поменялся только профиль. С самого начала столкнулась с ребятишками с тяжёлыми речевыми нарушениями. Знания, полученные во время учёбы и опыт воспитателя, помогали в этой работе.
Я отлично понимаю, что останавливаться на полученных знаниях в нашей работе невозможно. Каждый пришедший за помощью ко мне ребёнок, индивидуален. И не получится его подравнять по каким-то стандартам. Готовых путей по исправлению дефектов не существует. Каждый раз приходится обращаться за информацией к различным источникам. Много экспериментировать, придумывать. А самое главное, работать, что называется не покладая рук и ждать результата. И порой кажется, что всё стоит на месте, ничего не получается. Но проходит время (только так, а по-другому не бывает) и с радостью вдруг видешь результат. И он будет всегда, теперь я в этом убеждена. Потому есть такой закон, что развиваешь, то развивается.
Были и у меня такие случаи, когда результата я ждала очень долго. Казалось, что не дождусь, моментами унывала. Но кропотливый труд и терпение приносили плоды и удовлетворение.
Наверное, люди нетерпеливые не приживуться в нашей профессии. К сожалению, наш век информационных технологий плохо повлиял на мир детства. Всё больше и больше малышей не могут начать говорить. Меня трогает до слёз, когда четырёхлетний ребёнок все покажет и даже расскажет, но только… на «своём» языке. Да сейчас он практически не отстаёт от сверсников. Но это пока. Логопеды знают, что речь относится к высшим психическим функциям, таким как мышление, память, восприятие. И если не развивается речь, то не развиваются и другии психические функции. Речь в данном случае является показателем, что что-то не так с ребёнком. Поэтому, когда приходит «неговорящий» ребёнок трёх- четырёх лет, стараешься сразу начать работу по её вызыванию. Хорошо, когда и родители понимают и помогают. Но зачастую мы теряем драгоценное время. А оно бежит быстро и невозвратно.
Ведь, чтобы начать работу, надо определить структуру дефекта, самостоятельный это дефект или как чаще всего, он вплетён в структуру более сложного. И тогда нужна помощь другого специалиста- врача. А родители ох как не любят обращаться к докторам, ведь это таблетки, уколы. Они- то понимают язык своего ребёнка, им кажется, что вот - вот и заговорит или помогут одни логопедические занятия. Конечно, если это негрубая неврологическая симптоматика, то небольшие продвижки будут и от посещения только логопеда.
Есть ещё одна сторона логопедической работы с родителями. Вторая крайность. Почти все родители считают, что помощь логопеда нужна только при проблеме со звуком Р. Уже и на собраниях об этом говоришь, и помещаещь нормы появления звуков в родительский уголок. Но, тем не менее, посоянно слышишь просьбы об исправлении этого звука. А малышу только три, а то и два года.
Хотя мне такие родители нравятся больше. Как правило, именно они становятся твоими союзниками. А помощь родителей в нашем деле необходима.
Конечно в нашей профессии много трудностей, но много и интересного.
Я работаю с дошкольниками. А это значит с непоседами и озорниками. ( У нас даже садик так и называется «Еркем-ай »(«Озорник»)) И каждый раз, чтобы заинтересовать ребёнка, сам становишься ребёнком. Каких только историй и небылиц не придумаешь. Ведь мотивация в нашей работе - это большое дело.
Не один ребёнок не будет шипеть и свистет или поризносить однообразные слоги в течение пяти минут. А как по-другому автоматизировать звук. Но если надо спасти сказочного героя или покормить бедного львёнка, они это сделают с уловольствием. А как будут стараться и не остановятся, даже если герой спесасён. а львёнок распух от еды. И результат нашего труда не заставит себя ждать. Ради этого проводишь часы за компьютером в поисках нового материала, крадешь часы у сна, чтобы его смастерить. (В магазинах есть всё, но такого не купить.)
Поэтому не смотрят на тудности, я всё-таки очень люблю сою профессию.
Да и сталкиваясь на семинарах, конференция, на интернет форумах с логопедами из других дошкольных учереждениий, а на вебинарах даже из других городов. Я вижу, что мои коллеги любят свою работу. А сколько в нашей прфессии замечательных людей, неравнодушных, не падающих духом при неудачах, сколько знающих и не жадных на распространение своих знаний. Не перестаёщь удивляться. Сколько выдумки, фантазии, находчивости. Конечно с современными детьми без этого никак.
И если кто-то стоит сейчас на пути выбора прфессии, мне хочеться пригласить чутких, неравнодушных и талантливых. Только такие смогут справиться с нелёгкой и нужной работой.
Полушина ЕА
Логопед
Я/с «Еркемөай»
г Петропавловск