В поисках интересной формы организации внеурочной деятельности привёл меня к одной из популярных интеллектуальных игр для взрослых - quiz.
Quiz (от англ.) - означает опрос, викторина. Эта игра пришла к нам в Россию из Европы. Таким образом разновозрастные люди организуют свой досуг. Они собираются в специальных клубах, образуют команды, чтобы посоревноваться и проверить свой ум, логику, эрудицию. Участники подают заявки об участии заранее, чтобы организаторы могли сформировать команды. Количество участников в команде колеблется от 3до 7 человек. Это интересная, весёлая и в то же время полезная игра.
Классический quiz состоит из двух раундов в каждом из них по 25 вопросов. Первый раунд состоит из 10 вопросов - картинок, и 15 устных вопросов. Во втором раунде - 10 музыкальных вопросов и 15 устных вопросов.
Quiz, можно провести в кругу семьи, для друзей, коллег и просто для большой компании. Познакомившись с правилами, я решила попробовать адаптировать quiz в образовательном процессе. Эту интеллектуальную игру возможно организовать после прохождения раздела по предмету, или по пройденному материалу. После нескольких игр, пришла идея проводить quiz в конце учебной четверти.
Основу игры - quiz составляют вопросы. К их отбору нужно подходить тщательно, продумывать заранее. Вопросы не должны быть слишком трудными для детей или совсем простыми. Они могут не заинтересовать игроков. Накануне игры, необходимо определиться с темой. Особенно хорошо будет, если темы игр совпадут с интересами или увлечениями участников. Сложность вопросов по ходу игры может быть одинаковой или она может меняться. За ответы на вопросы повышенного уровня - очки увеличиваются. Познакомившись с правилами классического quiz, разработала правила игры для детей.
Правила игры в quiz:
1. Игра состоит из четырёх раундов. Каждый из них проходит по своим правилам и определённым заданиям. Один раунд может включать от 15 до 25 вопросов. Задания могут состоять из вопросов - аукционов, с картинками, вариантами ответов и без, аудио или видеорядом. Всё зависит от организатора приготовившего игру.
2. Перед каждым раундом, организатор игры обязательно озвучивает правила. В первом раунде ведущий зачитывает вопросы на логику. Ответы каждая команда пишет в специальной форме. После каждого раунда формы собираются.
На второй и третий раунд командам выдаются заранее заготовленные рабочие листы с заданиями, или задания могут быть приготовлены на интерактивной доске. Участники также вносят ответы на специальные формы.
Четвёртый раунд - музыкальный. Игрокам предлагается угадать мелодии. Например: саундтреки к фильмам, мультфильмам, по мотивам сказок, современная, классическая музыка и др. При этом не обязательно задание угадать мелодию, а можно угадать главных героев фильма или персонажа сказки, балета и т.д.
3. В конце каждого раунда зачитываются правильные ответы. В зависимости от данных командой ответов, ей присуждаются игровые очки. Они даются, только за правильные ответы. За каждый правильный присуждается одно очко. За более сложные вопросы, могут присуждаться более высокие очки (от 1 до 5). Команда, набравшая наибольшее количество очков, становится победителем игры.
Самое интересное происходит, когда ведущий проговаривает вопросы и зачитывает варианты ответов команд, особенно совсем неправильные. Каждую игру включаю парочку заданий практически невозможных к разгадке для большего интереса со стороны детей и для того, чтобы потом можно было поиграть с неправильными ответами.
4. Команд в игре может быть сколько угодно, но не меньше двух. Количество игроков в одной команде может колебаться от 4 до 10 человек, в зависимости от количества заявленных участников. Задача играющих – продемонстрировать свои знания, логику, внимательность и эрудицию.
Для нашего класса оптимально 5 команд по 5 человек. Лучше разделить детей не по дружбе, а перемешать по успеваемости, по количеству мальчиков - девочек. Сделать их примерно равными.
5. После завершения игры производится подсчёт очков и определяются места команд. Обязательно награждается команда - победитель.
Проведя уже несколько таких интеллектуальных игр, я отметила что, quiz позволяет:
- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей;
развивать находчивость, смекалку;
- расширить кругозор в различных областях науки, техники, искусства.