Я – представитель педагогической династии начала прошлого столетия. Родоначальник нашей педагогической династии – мой прадед Патеев Тагир Абдельнасырович, который до Великой Октябрьской социалистической революции был муллой в селе Кикино, учил детей грамоте, после установления советской власти преподавал в сельской начальной школе. Мой дед Канеев (Патеев) Ахат Исмаилович был учителем истории и директором сельской школы. Приёмный отец деда, который вырастил и воспитал его, дал свою фамилию и отчество, Канеев Исмаил Юсепович, принадлежит к известному роду Канеевых – Яваевых, стоявших у истоков духовности и просвещения татар Пензенской области. Моя бабушка Канеева (Яфарова) Мархаба Фаттиховна до Великой Отечественной войны и в годы войны работала учителем начальных классов и пионервожатой, руководила школьным драмкружком в сельской школе в с. Алтата Дергачевского района Саратовской области и в с. Кикино Каменского района. Мой отец Канеев Валерьян Ахатович некоторое время преподавал математику в ПТУ в Башмаково Пензенской области. Моя тетя Гаффанова Светлана Ахатовна – педагог, музыкант-теоретик, отличник народного просвещения РФ. И сейчас в нашей семье есть педагоги, это моя родная сестра Янборисова Надежда Валерьяновна и две двоюродные сестры Аншакова Елена Юрьевна и Лукичёва Светлана Юрьевна. Наша педагогическая династия продолжается в наших детях.
Я с детства мечтала стать педагогом. А начиналось все со школьной скамьи...
В пятом классе совет дружины школы дал задание нашему классу – взять шефство над второклассниками. Меня и трёх моих одноклассниц назначили вожатыми. Через некоторое время у всех интерес к вожатскому делу пропал, а я решила не бросать ребят, взяла шефство над всем классом. Я учила своих подопечных тому, что умела делать сама: петь, танцевать, играть, разыгрывать небольшие сценки, водила их в лес. Мне нравилось заниматься с ребятишками, и даже по воскресеньям мы собирались в пионерской комнате. Вожатой я была до окончания школы. Именно тогда и зародились задатки моих педагогических и организаторских способностей.
В то же время в пятом классе у нас появилась учительница английского языка Сысоева Людмила Анатольевна. Я влюбилась в неё с первого взгляда, полюбила её уроки, и сразу для себя решила – когда вырасту, стану такой же, как Людмила Анатольевна – доброй, милой, красивой, женственной, образованной, буду учить детей.
Через год Людмила Анатольевна перешла работать в новую школу, а на смену ей пришла Варламова Наталья Ивановна, прекрасный учитель и добрейший человек, которую я полюбила еще больше, мы стали большими друзьями. У неё дома мы занимались английским, слушали на грампластинках песни на английском языке, переводили, обсуждали их, мне было очень интересно с ней общаться.
Два этих замечательных человека стали для меня идеалом учителя.
Другими моими вдохновителями в профессию стали мои любимые учителя музыкальной школы – Карамышева Галина Ивановна и моя тетя Гаффанова Светлана Ахатовна. Галина Ивановна была моим преподавателем по фортепиано, а в 1985 году она привела меня на работу в Каменский Дом пионеров, после всегда интересовалась моими успехами, посещала наши концерты. Тётя старше меня всего на 9 лет, она училась в музыкальной школе на фортепиано, поэтому с рождения меня окружала музыка, я всегда с удовольствием слушала и часто наблюдала, как Светлана играет на пианино классику. Она и повела меня в музыкальную школу, где преподавала сольфеджио и музыкальную литературу и была завучем.
С детства я люблю петь. Семья у нас дружная и творческая, песня в нашей семье - источник сил и вдохновения. Я часто вспоминаю, как пели мама, бабушка, дед, тети, родные и друзья, которые часто приходили к нам в гости. И сейчас мы, собираясь у родителей, все вместе поем, вместе участвуем в концертах и фестивалях.
Особую роль в становлении меня, как музыканта-вокалиста, сыграл Бреев Анатолий Иванович, замечательный певец, музыкант, руководитель вокально-инструментального ансамбля «Пойте с нами» районного дома культуры, обладатель великолепного голоса, который я до сих пор с восторгом слушаю. В 1978 году он организовал младшую группу ансамбля, где я занималась, пока училась в старших классах школы.
Любовь к педагогике, к музыке, детям, рожденная в школьные годы, стала мои призванием. Окончив Пензенское культурно-просветительское училище и Тамбовский Институт культуры по специальности «культпросветработник, руководитель академического хора», вот уже более 30 лет я учу детей открывать для себя окружающий мир через музыкальное искусство.
Мой жизненный девиз: «Если хочешь зажечь других – гори сам!». Я очень люблю свою работу и своих учеников, легко нахожу с ними общий язык. Я считаю, что в каждом ребенке есть талант, надо только уметь увидеть, раскрыть его и развивать дальше. Я стараюсь создать максимально благоприятные условия для самовыражения каждого ребенка, его личностного роста. Мои воспитанники участвуют в городских и районных концертах, являются призерами конкурсов и фестивалей от муниципального до международного уровня.
Моя работа – это творчество, саморазвитие, труд, опыт, достижения, передача знаний, общение, это смысл моей жизни.
Я повышаю свое профессиональное мастерство, занимаюсь самообразованием, активно овладеваю новыми знаниями, участвую в концертах и конкурсах. Всегда стараюсь идти в ногу со временем, адаптироваться к изменениям, происходящим в области образования и воспитания. В свою работу внедряю новые методики и технологии обучения и воспитания, позволяющие совершенствовать образовательный процесс. Делюсь опытом работы на семинарах, педсоветах, курсах повышения квалификации, методических объединениях, в сети интернет.
Моя гордость – мои выпускники. Для многих из них пение стало увлечением на всю жизнь. Семнадцать моих выпускников продолжили профессиональное обучение, тринадцать из них работают по выбранной специальности в образовательных учреждениях и учреждениях культуры.
Недавно в интернете с помощью тестов я попробовала создать свой психологический портрет, и вот, что у меня получилось:
Вы творческий и талантливый человек, в жизни Вас больше интересует красота и оригинальные идеи;
Забота сопровождает Вас во всем, что Вы делаете: Вы внимательны, старательны, предусмотрительны и деятельны.
По своей сути Вы – создатель новых идей в искусстве. Ваши творения успокаивают души людей и питают их вдохновением!
Вы живёте богатой внутренней жизнью.
Вы – женственная натура, в то же время наделены упрямством и силой духа.
Вы независимая и самостоятельная личность, которая во всем полагается на собственные силы.
Для Вас нет ничего важнее здоровья и физической красоты, которая служит его показателем. У Вас подтянутая фигура, а выглядите Вы намного моложе своих лет!
Вы жаждете новых знаний.
Вы – заинтересованная личность, которая выражает себя через творчество.
Вы бесстрашный человек, способный дать отпор кому угодно.
Окружающие считают Вас целеустремленной и волевой личностью. Вы из тех людей, которые не только бьют по мячу, но и попадают в ворота!
Другой тест для учителя «На кого из великих педагогов Вы похожи?» на одном педагогических сайтов показал, что мои взгляды на обучение разделял М.В.Ломоносов:
«Скорее всего, Вы являетесь поклонником патриотического воспитания, интересуетесь наукой в целом и стремитесь проявить свой талант во многих отраслях. Вы идете в ногу со временем и стремитесь повысить эффективность процесса обучения, внедряя новые методы работы с учащимися».
Конечно, это просто тесты, но в какой-то степени со многими тезисами я согласна, думаю, что многие из этих вышеперечисленных положительных качеств помогают мне быть хорошим педагогом.