Человек не для того создан,
чтобы терпеть поражения.
Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить
Э. Хемингуэй
Все живое и неживое на планете Земля живёт по законам природы. Не зря в народе бытует такое мнение: «Даже камень вода точит». Камнем мудрый русский народ называет недвижимые предметы, окружающие нас.
А как живут живые существа? Одни из них подчинены закону инстинктов, другие – закону, выработанному человеческим обществом.
Попытаемся сравнить инстинктивные действия и поступки с жизнью разумного существа – человека.
Вам когда-нибудь приходилось наблюдать за наседкой? Курица – это птица вроде бы неприметная, но, став матерью, она стойко защищает своих цыплят. При приближении врага птица-мать пыжится, возмущается, распускает крылья, машет ими, принимает бойцовскую позу. Наседка не подпустит к детям ни кошку, ни собаку, ни крысу. Смело, молниеносно набрасывается на противника, истерически бьёт его крыльями, клюёт. Защитит мать детей и от вороны, которая не прочь полакомиться цыплёнком. Эта птица–мать всегда на чеку, готова жизнь отдать ради своего потомства.
Сравним поведение наседки с кукушкой. Кукушка живёт по-другому. Одни виды кукушек – моногамы (преданные одному партнёру), в период размножения строят гнёзда, насиживают яйца, выкармливают своих птенцов. Другие виды(их 50) – кукушки-полигамы. Для многих из них характерен гнездовой паразитизм: подбрасывают свои яйца в чужие гнёзда, к определённым «хозяевам». У некоторых видов кукушонок обгоняет в росте «приёмных братьев», так как перехватывает пищу, обрекает хозяев гнезда на голодную смерть или затаптывает их.
Итак, птицы живут по своей генетической программе, руководствуются инстинктами. Виды птиц разные, но существование их на земле подчинено единой цели – это сохранения потомства.
Вот теперь можно поговорить и о человеке – разумном существе. Люди, как идругие живые существа земли, разные, живут по – своему. Одни становятся личностями, другие, упав на «дно» жизни, там и остаются.
Почему оказываются люди на «дне»? Одних губит самовлюблённость, эгоизм, зависть, ненависть к другим, успешным людям. Других – нерешительность, низкая самооценка, безответственность, как к собственной жизни, так и жизни окружающих.
Вспомним ранний рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль». Используя художественный приём – гиперболу, писатель сравнивает жизнь и поступки двух молодых красавцев. Данко – юноша, готовый в любую минуту творить для людей добро, проявлять заботу о других, идти на самопожертвование ради общества, в котором он живёт. Ларра – молодой эгоист, руководствуется в жизни такими принципами: я красивее, умнее всех, что меня окружает,- моё. Если для Данко превыше всего интересы общества, то для Ларры – собственное «эго» и безмерная свобода. Ларра – разумное существо, но одержим мыслью, что свобода личности – главное в жизни. Им движет идея: «Что хочу – ворочу!» Эта идея ошибочна. Ларра стал изгоем, общество отвернулось от него. А вот подвиг Данко - это пример любви, преданности обществу, в котором он жил.
На протяжении многих лет человечество выработало учениео нравственности, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Это учение называется этика. Человек, живущий в цивилизованном обществе, обязан соблюдать установленный многими поколениями порядок поведения, нормы обхождения.
Что объединяет современных жителей России? Людей объединяет единый закон - Конституция Российской Федерации. Зачем нужна Конституция? Именно эта жизненная программа для нас, людей России! Она определяет и утверждает права и свободу человека, учит соблюдать мир и согласие на земле, призывает наш многонациональный народ соблюдать единство, чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, нацеливает стремиться к обеспечению процветания России. Опираясь на Основной Закон, каждый человек должен жить согласно человеческой морали, требованиям заповедей Библии. Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные (шесть) касаются отношений людей между собой.
М.Е. Достоевский – великий писатель и философ – в романе «Преступление и наказание» чётко и ясно заявил человечеству, что «необыкновенных» людей нет на земле, что стремление к безграничной свободе оборачивается порабощением и несвободой. Лишь подавив волю другого человека, «необыкновенный» разрешает себе всё вокруг разрушать, ведь ему всё «дозволено». Он забывает о том, что как личность перестаёт существовать. Название романа Достоевского – это трактовка закона природы для всего человечества: совершил преступление, нарушил заповеди – будешь наказан. С этим нельзя не согласиться, так как великая сила человека заключается в сочувствии другим, сострадании, бескорыстной помощи нуждающимся.
Человек может в своей душе осуждать мир, который его окружает, вынашивать социальные и нравственные диссонансы современной жизни, забывая, что причастен к этой дисгармонии. Этот диссонанс возник в результате жизненных сомнений о цели жизни, собственной миссии в этом мире. В мыслях невольно рождаются вопросы: как можно жить, как надо жить.
Как можно жить? Можно переступить через другого человека, подавить его волю, сделать средством личного обогащения или отдать себя служению людям. В служении обществу не будет никаких преград, границ для проявления человека как личности. Личность станет сильнее, увереннее в себе, научится вести за собой массы. У неё исчезнет страх, так как опирается на правду, справедливость и честность. При любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком, ибо тот, кто превращается в зверя, теряет разум, совесть, человеческий облик, становится безличен.
Как нужно жить? Понятно, что молодым людям, вступающим неуверенно на ухабистую дорогу жизни, трудно выбрать верный жизненный путь. Порою они создают вокруг себя оболочку одиночества, замкнутости, страха перед мнением общества. Им необходимо дать такое напутствие: разрывайте смело эту оболочку, посмотрите из неё на мир вокруг вас, убедитесь, что он прекрасный, полный тайн и прелести. Люди, живущие рядом, добрые, внимательные, милые. Общество стремится к прогрессу. Оно связывает всех единой нитью морали, а выделяет каждого по отношению к обязанностям. Глаза молодого человека должны полюбить всё, что его окружает: красоту Божьего мира и человека, живущего в нём. Молодым людям суждено познать боль и радость, любовь и ненависть – чувства, свойственные в жизни пока лишь человеку.
Чтобы жить правильно, необходимо быть оптимистом. Это значит находить в процессе жизни хорошее, быть целиком занятым, увлечённым чем-то, трудиться, жить надеждой на счастье, дарить радость другим, думать о семье и о Родине.
Нужно всегда помнить, что уходят в мир замкнутости, одиночества, неуверенности те, кто перестаёт источать тепло и радость. Жить в этом мире надо так, чтобы тебя любили, уважали, ценили. Для этого необходимо составлять для себя не программу войны, раздора, ненависти, зависти, а программу мира, любви, счастья. Чаще спрашивайте себя: «Как я прожил этот день? Зарядил ли кого-то энергией оптимизма? Не обидел ли кого-либо своим делом или словом? Кому помог жить?»
Соблюдая эти не хитростные наставления, человек станет победителем, выберет верный жизненный путь, почувствует себя счастливым, нужным и семье, и обществу.