Преподавая уроки литературы в школе, столкнулась с серьезной проблемой: нежелание детей читать в летний период.
Происходит это ежегодно, в мае, когда на итоговом уроке литературы даешь рекомендации для чтения на лето, прилагая список литературы. Понимаешь, что конец учебного года, общая усталость, но требования есть требования. Список нужно давать и привлекать к чтению.
Современные дети, можно сказать, книгу в руки не берут. Все больше компьютер или планшет, в лучшем случае электронную книгу. А иной раз все лето не вспоминают о школе, что уж говорить о списке литературы.
Итак, как же заставить современного школьника променять свободное летнее время на скучное занятие, по мнению детей, чтение? «Заставить», никак иначе это не назовешь. Хотя бытует мнение, что заставляя, еще больше отталкиваешь ребенка, и, возможно, вызываешь только негативное отношение или ненависть к данному процессу.
Наверняка, у каждого преподавателя литературы есть свои методы. Что делаю я? Как я привлекаю учащихся к сложному, но порой интересному делу?
Во-первых, перечисляя произведения из списка литературы, я стараюсь рассказать самые интересные моменты из книги и как бы невзначай прервать свой рассказ, сославшись на забывчивость.
Во-вторых, рассказывая о том или ином произведении, стараюсь демонстрировать яркие иллюстрации из книги. Для этого делаю подборку литературы накануне в школьной библиотеке.
В-третьих, часто сопровождаю свой рассказ слайдами из художественных фильмов, а иногда показываю фрагменты фильма, снятого по книге, проговаривая, что в книге намного больше подробностей или совсем не так, как в фильме.
В-четвертых, к такому уроку готовлю красочную презентацию «Что читать летом!». Также советую вести дневник читателя. Обещаю провести викторину по прочитанному (дети любят конкурсы).
И, наконец, предлагаю еще один вариант чтения, которым пользуюсь часто сама, прослушивание аудио книг в режиме онлайн. Вспоминая старую добрую традицию своей школьной юности – прослушивание радиопостановок, детских сказок, басен по радио.
Подводя итог, хочу сказать, что главное – понять, что действительно может увлечь ребенка, а потом привлечь к самостоятельному чтению. Надеюсь, что мои советы помогут начинающим педагогам и родителям.
PS: Обычно в конце такого урока я наблюдаю зарождающиеся искорки интереса в глазах детей. А это значит, что я заинтересовала ребят, они будут читать. И это главное!