Так случилось, что моя младшая дочь очень поздно родила. И оказалось, что разница между старшим и младшим внуком солидная – 20 лет. За это время забылось всё. И когда я взяла на руки этот маленький комочек, мне стал страшно. Как с ним обращаться? Как его накупать? Как сделать из него ЧЕЛОВЕКА? Пожалуй, это главное. Я положила все усилия на то, чтобы он быстрее заговорил. А для этого я всё время прогулок пела ему. Мы уходили вглубь берёзовой рощи, где мало людей. Я тихонько катала коляску взад – вперёд и пела, чтоб он спокойно спал. Когда ему уже было 1 год 7 месяцев, он полюбил качели. И я опять, раскачивая его, тихонько пела:
Берёзки подмосковные шумели вдалеке,
Плыла, качалась лодочка по Яузе – реке
Но что самое интересное!? Он, ещё не умея выразить своё желание, диктовал мне. Пока я, раскачивая его в коляске, не допою до конца одну песню, он не уснёт. Это было интересно наблюдать. И я пела его любимую тихонько:
Шёл отряд по берегу, шёл издалека,
Шёл под красным знаменем командир полка…
И в год и восемь месяцев он произнёс первые слова: снегочистка, мусоровозка. Чётко произносил. Была зима. Мы катались на горке. И при виде этих агрегатов он громко кричал. Спросите, почему эти слова? Да потому, что во время прогулок он с большим интересом наблюдал за работой этих машин. А я ему чётко их называла.
Я глубоко убеждена в том, что когда много разговариваешь с ребёнком, он быстрее накопит словарный запас и быстрее заговорит. Ведь такие трудные слова были у него первыми!? А я, глядя на него влюблёнными глазами, уже оставляла ему на память свои стихотворения. Они, благодаря нашему взаимному теплу, рождались очень быстро. Вот это я написала перед отъездом к ним (они живут в Видном) за 5 минут.
Моему любимому внуку.
Така – така, тапа – тапа…
Ждём с работы с мамой папу.
Самый лучший в мире он,
Он умён, красив, силён…
Папу я люблю, конечно,
Хоть и строю ад кромешный:
Я кастрюлями гремлю,
Я ночами плохо сплю.
Я во сне могу кричать.
Петь со сна могу начать,
Я ведь маленький ещё,
Вдаль плывёт мой детства чёлн.
Маму тоже я люблю,
Поцелую, убегу,
На балконе похожу
Иль в палатке полежу.
Так вот с мамой целый день.
Ей со мной играть не лень.
Папу с мамой любим мы,
Ожидания полны.
Така – така, тапа – тапа…
Всё. Пришёл с работы папа.
А что означали эти така - така, тапа - тапа, никто не знал. А сейчас ему 5 с половиной лет, и зимой на ёлке он читал отрывок из «Бородино» в том размере, что задают в 5 классе. Это он выучил с папой.
Я давно работаю в школе и могу сделать уже какие – то выводы относительно воспитания: тепло порождает тепло. Глубокая мысль заложена во фразе Фамусова: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». И к детям в школе надо подходить с этими же мерками. Не без ошибок, конечно, столько отработала, но не ошибается тот, кто ничего не делает.