Начальная школа – первая ступень образования в нашем комплексе. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали активное участие во всех школьных делах. Только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной. Общение в нашем случае – действенный инструмент воспитания, поэтому, я считаю, важно и необходимо тщательно организовать общение с родителями.
В семье, в общении с родителями дети получают уроки жизни. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек проводит в семье большую часть своего времени.
С первого собрания нацеливаю родителей на то, что нужно обязательно посещать родительские собрания, так как там можно услышать интересные подробности из жизни школьника, какие-нибудь факты, ускользающие от родительского внимания, узнать о том, как ведет себя ребенок в неизвестной родителям ситуации. Также на первом собрании провожу анкетирование родителей, где присутствует вопрос «Какую помощь Вы можете оказать учителю в учебно-воспитательном процессе?». Таким образом, выясняю, кто сможет помочь в оформлении класса, в выпуске стенгазет, в пошиве костюмов, в организации праздников и др.
Родители – неизменные мои помощники. Они привлекаются к организации совместных праздников, встреч, спортивных соревнований. Все наши праздники проходят с их активным участием. Участвовать в конкурсах, накрыть стол для детей, сделать или сшить костюмы – все по плечу моим помощникам.
Особо благодатную почву для неформального общения с родителями дают внеклассные мероприятия.
В начальной школе обычно провожу праздники, где в качестве почетных гостей и зрителей, а иногда и участниками, бывают родители. Я пришла к выводу, что использовать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими. Дети с нетерпением ждут своих родителей, выглядывают в окна, сильно переживают, когда родители не смогут прийти на праздник.
Традиционными совместными праздниками в нашем классе стали «День Матери», «8 марта», «23 февраля», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я – читающая семья», в 1 классе – «Проводы букваря», а в 4 классе – «Прощание с начальной школой» и др. На новогодние праздники родители приходят не только посмотреть на своих детей, но и также наряжаются и участвуют в сценарии. Также проводила такие мероприятия, как «Сто к одному», «Счастливый случай», «Моя семья – мое богатство», где участниками были семейные команды.
Коллективные встречи с родителями – это лишь часть учебно-воспитательной работы. Индивидуальные встречи помогают решить множество проблем и вопросов.
Школьный дневник – еще одна форма ежедневного общения учителя с родителями. В дневник выставляются не только отметки и записываются замечания, но также похвала. Еще я через дневник учащихся поздравляю родителей с днем рождения, с Международным женским днем, с Днем защитника Отечества.
Каждый учитель пытается найти эффективные способы взаимодействия с родителями. Это делается для полноценного личностного становления личности учащихся.