Как начинался мой путь в педагогику? У каждого человека есть свой Путь- путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой Путь - мой сознательный выбор- быть педагогом.
Я часто задумывалась над тем, почему же я выбрала такой нелёгкий и благородный труд. Ведь в моей семье не было педагогических династий.
А может не я, а профессия долго и терпеливо выбирала меня? Мне кажется, ответ очень прост…Помню, когда училась в 7-ом классе, я прочитала «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко. Она меня потрясла. И будучи сама ещё ребёнком, мне глубоко запали в душу слова: « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни…..» Не в этих ли словах заключена вся мудрость воспитания?
В 1986 году по окончании школы пошла в педагогическое училище… В 1990 году окончила его, получив профессию воспитателя. Помню свой первый день, когда вошла в группу: на меня смотрели любопытные и доверчивые глаза воспитанников. И тут я поняла: мне доверили души этих детей… Я любила каждодневные радости, а порой и огорчения, которые приносило мне общение с моими воспитанниками… Настоящий переворот в душе и пересмотр педагогической жизненной позиции произошёл в 2002 году… Я пришла работать в Центр «Развитие». Я поняла, что воспитывая детей с ограниченными возможностями, постоянно должна учиться сама, совершенствоваться, идти вперёд. Не зря народная мудрость гласит: «Нет такой работы, которая не требует учёбы». Я понимала, что необходимо хорошо знать все нюансы физиологического и психического развития воспитанников, чтобы не причинить вреда и оказать действенную помощь и поддержку. Педагог должен сам соответствовать духу времени, быть деятелем. И не помогут никакие инновации, никакие технологии, если педагог покорный исполнитель.
Нужно начать с себя. И я начала! В 2010 году с отличием закончила факультет педагогики, психологии и управления в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова.
Знание психологии очень помогает мне в работе.
Я думаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми – это помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей; не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Я убеждена, что путь к сердцу, от души к душе можно проложить только на основе взаимопонимания и взаимодоверия. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность у воспитанников, на своих занятиях я придерживаюсь следующих принципов:
• Искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребёнка;
• Признание права ребёнка на индивидуальность;
• Воспитание высоконравственной личности.
Центр «Развитие» – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где всё время надо торопиться, торопиться успеть, дарить окружающим свои знания, умения, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые ответственные, самые добрые, самые терпеливые, самые искренние, самые удивительные люди. Это педагоги: мои коллеги, мои наставники… Я с глубоким уважением смотрю на них, влюблённых в профессию. За плечами каждого из них огромный педагогический опыт, в сердцах– не поддельная любовь и привязанность к детям. Такие добрые и симпатичные люди, которые работают вместе со мной.
Мне кажется, что не количество наград, конкурсов и премий определяют, состоялся ли ты как педагог или нет, а благодарные слова воспитанников, которые грустным голосом говорят: «Нам не хочется от вас уезжать» (согласитесь, это дорогого стоит!). Мне хочется, чтобы от взаимного общения у них стало тепло на душе. Тогда я смогу с гордостью сказать, что мой труд не пропадёт даром.
«Идти вперёд – значит потерять душевный покой.
Остаться на месте – значит потерять себя.
В самом высоком смысле движение вперёд
означает постижение себя». - С.Кьеркегор
Эта фраза с давних пор двигает меня по жизни, по профессии, она является эпиграфом не только в эссе, но и в рабочей тетради. Она и представляет собой моё педагогическое кредо, о котором расскажу подробнее…
Для меня моя профессия - это постоянное движение вперёд по длинной-длинной дороге, бесконечно устремляющейся вдаль, манящей своей неизведанностью и притягивающей ожиданием встречи с чем-то новым и удивительным. Как путешествие, от которого каждый раз ждёшь какого-то чуда. Это движение по дороге, на которой сплетаются линии человеческих судеб, маленьких и больших. Иногда эти линии ровные и длинные, а иногда прерывистые и шероховатые. Порой эта дорога ровная и гладкая, и ты идешь, воодушевляемый приливами солнечного света и тепла, и подгоняемый легким ветерком успеха и признания. А порой над ней, словно хмурые тучи, проносятся проливным дождем сомнения. И, кажется, нет сил идти дальше, но черпаешь силы в пытливом и искреннем взгляде своих маленьких попутчиков и поддерживающем взоре коллег, и понимаешь, что надо идти дальше. И изо дня в день, преодолевая этот путь, становишься чуточку мудрее и совершеннее.
Некоторые отрезки этого пути были особенно значимыми в становлении моих профессиональных качеств. Это и обучение в педагогическом университете, и многолетняя работа в Центре «Развитие», которая дала свой особый бесценный опыт и понимание того, что любовь педагога является первоосновой в деле воспитания детей. Только она способна понять любого ребенка, даже самого «сложного», принять его таким, какой он есть, и посеять зерно доброты в его ранимой душе. В наш Центр поступают дети на короткий период, моя главная цель - обеспечить всестороннее развитие личности каждого ребёнка.
Основные задачи: содействовать творческому развитию детей, развивать интеллектуальные способности, воспитывать любознательность, самостоятельность. Взаимоотношения с воспитанниками строю на педагогике сотрудничества, основанную на справедливости, уважении к личности ребёнка.
Стиль взаимоотношений с детьми- оптимистический. Каждого ребёнка включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, проектную, исследовательскую. Систематически анализирую свою работу: что получилось, что нет, почему? В этом помогает использование ИКТ и метод проектов в моей деятельности. Считаю, что на современном этапе необходимо не только дать детям максимальное количество знаний, но и научить самостоятельно добывать и анализировать информацию. К этому я стремлюсь. Проявить инновационные технологии позволяет работа по программе коррекционного курса «Изонить», автором которой являюсь. Я даю детям знания, а знания не стоят на месте. Поэтому сама должна двигаться вперёд, учиться. Мои воспитанники должны смело идти по жизни, быть самостоятельными, уверенными в себе. Я знаю, что моя деятельность делает их именно такими.
Я благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность быть полезной людям. И до сих пор ни разу не пожалела о выбранной профессии. Путь воспитателя долгий и тернистый, но интересный и многогранный. Я никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что путь этот неблагодарный. Разве это не благодарность – видеть добрые счастливые искорки в глазах воспитанников, наблюдать, как они становятся взрослее, самостоятельнее, и каждый раз вновь и вновь возвращаться в ту счастливую пору, которая называется детством?
Как детство коротко, оно от нас уходит безвозвратно.
И я люблю свою профессию за то, что детство проживаю многократно.
И можно снова, позабыв про все, попрыгать, как и в детстве, на скакалке,
И поводить у елки хоровод, и в куклы поиграть, и даже в салки.
Но разве детство только лишь игра? Оно большого мира постиженье.
Тебе, моя родная детвора, отдать готова все свои уменья.