Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.
Что такое педагогика успеха? Групповая работа на уроках математики в начальной школе с использованием элементов методики С. Френе.
На уроках математики я использую групповые методы работы с учащимися на основе методики С.Френе, позволяющие детям добиваться успеха почти на всех уроках. Так его основными постулатами является педагогика успеха.Так один из его вариантов его методики гласит… «Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.»
Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены. Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов – тут и плохие отметки, и красный карандаш, перечеркнувший сделанное задание, и записи типа “Переделать” или “Отвратительно ведешь тетрадь”… Такого рода замечания редко помогают добиться успеха. Обескураженный своими неудачами, ребенок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть. Нужно всегда способствовать успехам детей.
От этого непосредственно зависит эффективность обучения. Я делаю так. Изготовляю карточки с разноуровневыми заданиями и даю детям самим возможность выбирать, с каким уровнем они справятся, дети выбирают задание и пробуют свои силы, если задание слишком легкое, они имеют возможность перейти к другому уровню и получить карточку с более сложным заданием, получив за это дополнительные баллы. Это окрыляет ребят и они стремятся набрать больше баллов и попасть на более высокий уровень, даже самые слабые ученики, справившись с простым заданием, пробуют свои силы в Других уровнях, а так как уровни повышаются постепенно, то у них начинает все получаться и они чувствуют себя полноценными и полноправными членами группы. Карточки проверяют ребята-контролеры, которые постоянно меняются, их сменяют операторы, которые заносят оценки в ведомости, имеющиеся у каждой группы. Детям очень нравится мерятся силами, какая команда быстрее и лучше справится с заданием, поэтому они суммируют количество баллов (обычно этим занимается капитан команды), набранное командой и сравнивают свои успехи с успехами своих товарищей.
Им очень хочется почувствовать себя сильными, а так как команды подбираются с равными шансами на успех, то борьба ведется с переменным успехом, побеждает то одна команда, то другая. У меня в классе 24 ученика. 6 команд по 4 человека. Обычно это две парты. У каждого члена команды свои обязанности: командир, контролер, оператор и лаборант. Лаборанты приводят в порядок карточки после их использования. Все четверо по очереди сменяют друг друга. Таким образом никто не чувствует себя ущемленным, все ощущают себя полноправными членами команды, в классе царит дружеская атмосфера. Каждый готов прийти на помощь другому. Все дети очень довольны, так как заданий очень много и каждый успевает проявить себя с лучшей стороны. Каждому есть чем гордиться. Те дети, которым не под силу пока трудные задания, набирают баллы за счет количества выполненных более простых заданий и тоже получают хорошую оценку, а поскольку они много поупражнялись, окрепли и дальше поднимаются на более высокий уровень, а члены их команды радуются за них, а так как у всех все получается, то и настроение у команды замечательное, И во внеклассной работе они тоже стараются не упасть в грязь лицом. Они ощущают себя победителями в это учебном году мой 2-А класс получил грамоту «Самый активный класс» по внеклассным мероприятиям и по вычислительным навыкам заняли первое место в школе, при проверке навыков завучем во всех 2-х классах, у нас оказалось 15 «пятерок», остальные «четверки» и не одной «тройки». Победа была чистой. В региональном турнире «Умник-2016» Почти все наши участники оказались впереди и мы заработали 2 призовых места, 2 призовых места заработали во Всероссийском конкурсе «Осень золото бросает». Кроме этого было еще много грамот за победы на школьном уровне за участие и призовые места. В общем дети чувствуют себя счастливыми и успешными во всех своих начинаниях . А толчок всему был на уроках математики, когда дети впервые поверили в свои силы и поняли, что если постараться, то все получится.
Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь я и не призываю к этому. Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией на ура.