НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН

В.А.Караковский - Педагог с большой буквы

Педагогический опыт

03.03.2016


Сегодня, 3 марта, отмечается день памяти удивительного педагога, новатора – Владимира Абрамовича Караковского, который в прошлом году ушёл из жизни на 83 году. 49 лет из 62 он был директором школы. Он проработал в г. Челябинске 24 года, 14 лет из них – директором знаменитой средней школы №1 им. Ф.Энгельса, а потом, в 1977 году, его пригласили в Москву, в обычную школу №825 в спальном районе, которая впоследствии тоже стала известной. Именно эта школа стала для педагога творческой площадкой, настоящей лабораторией по созданию воспитательной системы, педагогики сотрудничества. Осмысливая результаты работы всего педагогического коллектива, в который, по глубокому убеждению Учителя, входили педагоги, родители и ученики, он в 1989 году защищает докторскую диссертацию по теме «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Диссертация, отражающая не научные изыскания кабинетного учёного, а подвергающая глубокому анализу, осмыслению собственного опыта со всеми ошибками, взлётами, достижениями. Именно он стал автором теории гуманистического воспитания детей, и эта теория стала основой его практической деятельности.


Так получилось, что этот педагог был путеводной звездой всю мою, длиною в 40 лет, педагогическую дорогу. В 1974 году, вчерашняя ученица пришла работать в отдалённую от райцентра школу вожатой. Понятно, что педагогического опыта ноль, а он так был необходим!

Наша директор из поездки в г.Челябинск привезла кучу разной литературы. Одну из книг «Грани воспитания» вручила мне, сказав: «Читай, может, найдёшь что ценное для себя». Так я познакомилась с автором этой удивительной книги – Владимиром Абрамовичем Караковским, директором средней школы №1 имени Ф.Энгельса. Прочитала книгу залпом, потом ещё и ещё. Это был действительно неоценимый подарок для меня! Сколько интересных идей я почерпнула из неё! Сколько дельных советов получила! Написанная простым, доходчивым языком, книга знакомила меня с педагогическими секретами опытного, неординарного педагога!

Казалось бы, как может опыт директора школы помочь вожатой? А у него это получилось великолепно! Потому что он сам умел быть учеником у своих учеников! Да-да! В 60-е годы, отправив своих двух учеников на коммунарскую смену в «Орлёнок», он потом учился у них коммунарству. А потом, потом вместе с этими ребятами они стали строить коммуну в школе. И вот уже педагогов и учеников захватывают коммунарские сборы, десанты, огоньки, коллективные творческие дела. И как же просто, чётко была преподнесена технология организации такой деятельности. Я стала пробовать, оказалось, что получается. Оказалось, эту транслируемую технологию разработал И.П.Иванов, который черпал свои идеи из трудов А.С.Макаренко.

Мысли, сформулированные в этой книге, актуальны и сегодня. Вот хотя бы эта: «В наше время важно не столь наполнять головы учеников готовыми знаниями, сколько учить их самостоятельно добывать знания, учить приёмам самостоятельного познания». И далее: «В практике часто главное внимание учителей сосредотачивается на успеваемости, а в ней – на оценке как её внешнем выражении. Слов нет, успеваемость главное. Но ведь общий духовный рост школьника, развитие его способностей, пробуждение творческих сил определяются не одной успеваемостью. Больше того, многие из названных понятий вообще невозможно измерить школьным баллом. Между тем для многих учеников по-прежнему важен не процесс познания, а лишь полученная отметка».



Вот так, благодаря этим «Раздумьям педагога» я стала шаг за шагом знакомиться с Педагогикой организации коллектива. Потом были другие книги Владимира Абрамовича. И каждая расширяла, углубляла уже знакомые понятия, подталкивала к знакомству с трудами других педагогов. Постепенно у меня стала складываться библиотечка из трудов В.Караковского, И.Иванова, А.Макаренко. В неё вошли книги, брошюры, вырезки из газет и журналов. Это было настоящее богатство, помогающее в работе!

Опыт работы в школе по организации коммунарства, советы мудрого директора мне очень помогли и в дальнейшей деятельности: в лагере областного пионерского актива и ИУУ, где довелось работать в качестве методиста кабинета воспитательной работы.

Получалось всё, но вот с коммунарским сбором что-то не ладилось. Нужен был опыт участия. В 1990 году на два месяца я уезжаю в г.Лениград, где на кафедре коммунистического воспитания института им. Герцена проводятся курсы по концепции И.П.Иванова. Это была несказанная удача! Сколько же нового интересного мы узнавали каждый день. Одно из занятий было посвящено школе В.Караковского в Москве. Мы смотрели фильм о школе, слушали тех, кто в ней побывал. Все говорили о необыкновенной атмосфере, царящей в этом учебном заведении, о лицах детей…

В один из дней учёбы руководитель курсов Н.П.Царёва сказала, что нас ждёт встреча со студентами, новичками-первокурсниками из коммунарского педагогического отряда, предупредила, что будут ученики из 825 школы г.Москвы, где В.А.Караковский работал директором, и предложила их определить. Удивительно, но это было сделать совсем не сложно. Ребят было четверо. Их лица действительно отличались от остальных каким-то необыкновенным светом, открытостью, тёплыми улыбками. Ну, а уж когда они стали с нами работать, сомнений никаких не осталось. Все они, как оказалось, были комиссарами на школьных коммунарских сборах зимовках, веснянках, больших летних. Их опыт организации, умение владеть коллективом проявлялся во всём: в организации игр, в умении работать с малыми и большими группами, в создании эмоционального настроя, в проведении огонька-анализа дня. Только вечером мы поняли, что были вовлечены в большую деловую игру под названием «Коммунарский сбор». Подводя итоги дня они вспоминали, как мастерски проводил итог дня с комиссарами их директор, с которым они могли спорить на равных, отстаивая свою, отличную от его, точку зрения.

В одном из своих трудов «Любимые мои ученики» В.А.Караковский писал: «Выйти на личность естественнее всего через отношения. Именно они становятся главным предметом педагогической заботы… Так вот к педагогике отношений я пришёл через коммунарство». Вот оно главное зерно всей нашей педагогической деятельности! Вот что воспитывает человека и делает его творческим, свободным, деятельным, успешным! И опять же всё это крайне актуально в наше время! Именно педагогика отношений, помноженная на педагогику успеха, должна сегодня стать основой обучения и воспитания!

А два года спустя Владимир Абрамович откликнулся на наше приглашение приехать на областную конференцию по актуальным вопросам воспитания к нам в Костанай. Это был настоящий праздник, потому что он приехал не один, с ним приехали его бывшие ученики из Челябинска. Начало конференции было традиционным, а потом, потом началось коммунарское действо, где царили творчество, полёт мысли и деятельность, деятельность, деятельность и обмен опытом. Наш гость показывал, как целесообразнее организовать годовой цикл воспитательной деятельности, как сконцентрировать всю работу вокруг ключевых школьных дел, которые в свою очередь образуют воспитательные комплексы. Он показывал, как усложняются ключевые дела от года к году. А потом на практикумах мы учились создавать сами такие комплексы, доказывая, отстаивая целесообразность и необходимость. Мы учились отвечать на это постоянно возникающее «Зачем?». Хотя поначалу этот вопрос многих из нас ставил в тупик.
Скажем, предлагается провести праздник «Первой оценки». И вдруг: «Зачем?». Казалось бы, и так всё понятно, чтобы дети хорошо учились. А эксперты опять твердят: «Зачем?» Доводы типа «ну, это же и так понятно» не принимаются. Нужно доказать необходимость, целесообразность, нужность.

И тогда становятся понятными поэтические строки:

Уменье жить отнюдь не в множестве
Излишних дел, излишних встреч.
И не в сознанье их ничтожества,
А в том, чтоб лишнее отсечь.

И вдруг нас осеняет, что должно быть главным, во имя чего мы всё организуем и проводим! Это отношение!

Отношение к себе, окружающим людям, труду, учёбе, семье, школе, природе, прекрасному… а всё вместе взятое рождает отношение к Родине. А чтобы эти отношения сложились, надо научить ребёнка очень важному умению – заботе! Не менее важно, чтобы ребёнка окрылял успех, чтобы он поверил в свои силы. И вот тогда на уроке «целью становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определённым образом воспитанная средствами учебной деятельности», что выводит образовательный процесс на «педагогику отношений». Эта же цель является главенствующей в воспитании, а значит в образовании в целом. Благодаря такой организации, меняется роль учащегося в образовательном процессе: он становится его активным субъектом.

В школу: на урок, внеурочную деятельность, - приходит жизнь ученика, а это, в свою очередь, обогащает содержание методику и систему образования. В.А.Караковский умело нас подвёл к осознанию мысли, что «личность школьника, пробуждённая и раскрепощённая для познания и творчества воспитательной системой, переносит своё активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идёт от простого к сложному, от элементарного интереса к осознанию самооценки знаний».

А потом был Всесоюзный зимний сбор в школе №1 им.Энгельса «Зимовка», на который нас пригласили ученики Владимира Абрамовича. Сюда съехались коммунары со всех концов страны. Это был великолепный, ни с чем не сравнимый опыт. Чёткая организация, дисциплина, закон точности с одной стороны, а с другой – небывалый полёт мысли, балаган, если хотите, розыгрыши, шутки – всё это создавало какую-то особенную, окрыляющую атмосферу. А вечером общий сбор, где подводились итоги прошедшего дня, наполненного трудовыми десантами, отрядными, общими делами, спевками, часами ученичества, дискуссиями. Я впервые видела, как ученик обоснованно критикует учителя за низкую активность, некачественную работу… и никаких обид, никакого высокомерия старших по отношению к младшим, потому что есть законы, принятые на общем сборе. А значит им подчиняются все без исключения. Более всего меня удивил закон, который звучал непривычно: «Нормальная реакция на выпавшего члена коллектива». С одной стороны обязательность во всём, а с другой… Ты можешь не пойти даже на общий вечерний сбор, если у тебя есть на то веская причина. А причиной может быть… чтение книги, твоё личное нежелание. Казалось бы, им может воспользоваться половина участников сбора. Ан, нет! Такая свобода волеизъявления притягивает. Тебя не заставляют. Ты вправе решать, что выбрать. И ты знаешь, если ты пропустишь сбор, ты «полжизни потеряешь», потому что то, что ты пропустил, было безумно интересно и важно, и оно никогда не повторится.

Только там мы поняли ценность утверждения «сбору нельзя научиться по книгам, сбору можно научиться, побывав участником на нём». На долгие годы нас связала дружба после этой зимовки с челябинцами-коммунарами во главе с братьями Иоголевичами – учениками В.Караковского.

Благодаря их помощи нам тоже удалось провести первые коммунарские сборы, где в отрядах на равных работали педагоги и ученики. Нас удивляло, насколько подкованными в вопросах педагогики были коммунары-челябинцы, как легко распутывали педагогические задачи на часах ученичества. Без этих часов, дающих педагогические, организаторские знания, как утверждали ребята, невозможно грамотно вести работу.

Спустя несколько лет мы радовались, когда узнали, что коммунар, бывший ученик, воспитанник В.А.Караковского Иван Александрович Иоголевич стал победителем в 2005 году Всероссийского конкурса «Учитель года», члены жюри отмечали удивительный талант педагога в организации урока, а он утверждал, что сам учился у талантливых… учеников. А ещё он принёс в лицей, в котором работал, то, чему научился в стенах своей – коммунарство. И так же, как в родной школе, организовывал коммунарские сборы, выстраивая педагогику отношений.
И таких талантливых воспитанников у директора двух школ (Челябинской и Московской) большое количество. В интернете я нашла небольшую работу о В.А.Караковском одной из его учениц. Так ученики могут говорить только о настоящем Педагоге с большой буквы!

«Владимир Абрамович считал, что школа – это оазис мира, добра и любви. Дети живут в удивительной атмосфере добротворчества. Какое мудрое и… непопулярное сейчас слово – добротворчество! В школе годами складывался уникальный опыт детско-взрослых отношений в коллективе, основанный на доверии, взаимопомощи и уважении друг к другу.

Владимир Абрамович учил нас уважать прошлое, заботиться о будущем, любить настоящее. В этом, я думаю, и заключается связь поколений…» Зубова Анна, 9 «А» класс ГБОУ СОШ № 825.

Сегодня, 3 марта, отмечается день памяти удивительного педагога, новатора – Владимира Абрамовича Караковского, который в прошлом году ушёл из жизни на 83 году. 49 лет из 62 он был директором школы.

Думаю, под этими словами подпишется большинство воспитанников удивительного Педагога, давшего нам в руки технологический инструментарий, который действует безотказно.

Автор: Тихонова Надежда Андреевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


4570
15

1 2 »
obeigily613
#15 | 07.05.2017 | 19:05 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна, благодарю за статью о замечательном педагоге - Владимире Абрамовиче Караковском!

Аркадьевна
#14 | 13.09.2016 | 05:12 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна! Огромное спасибо за статью, а за то , что разместили видео, трижды огромное спасибо!!!Когда- то, работая организатором внеклассной работы, познакомившись с системой работы Караковского, стала вводить её у себя в школе. Вся школа кипела и бурлила!!! И вот сейчас на вечерах встречи  взрослые дядя и тети вспоминают свои школьные годы с упоением!
В юбилей моего очень большого трудового стажа вы вернули меня на мою самую яркую страницу моей трудовой биографии.
А я сегодня смотря этот видео думала: " Ведь родит же земля русская такие самородки!!!" И как хорошо, что я была современником этого Талантища, его последователем!!!

Irina63L
#12 | 31.07.2016 | 12:32 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна, спасибо за полезный содержательный материал. Я в этом году награждена Почетным знаком имени В.А.Караковского. Посмотрела информацию в Интернете, но написано мало и знаний о нем, я почерпнула мало. Ваша замечательная статья помогла мне разобраться и узнать много интересного о человеке с Большой буквы.

Nadezhda57
#13 | 02.08.2016 | 22:54 | 0 [Материал]
Как здорово, Ирина Юрьевна, что в России есть такая награда! И как замечательно, что Вы удостоены таким Почётным знаком. От души Вас поздравляю со столь высокой наградой!
А материал... он в его трудах, его учениках!
Рада, если статья оказалась полезной для Вас!

Kargapolova
#11 | 15.05.2016 | 12:57 | 0 [Материал]
Спасибо за материал и знакомство с хорошим педагогом!

antropo4ka
#10 | 24.03.2016 | 13:42 | 0 [Материал]
Именно от директора зависит как работают педагоги в его школе. Он может зажечь новые звезды, а может отбить всё желание работать. К сожалению в моей школе преобладает второй вариант. Все молодые педагоги сбегают из школы из-за постоянных упреков, замечаний директора. Согласна, что директор должен вдохновлять - быть кумиром...

vikusik46
#9 | 20.03.2016 | 22:32 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна, большое спасибо за знакомство с замечательным педагогом и его воспитательной системой!

ромашка5975
#8 | 06.03.2016 | 10:35 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна, Ваш рассказ об удивительном человеке, педагоге ещё раз доказал, что человек, который горит сам, способен зажечь своими идеями и мыслями других! Как это здорово, что среди учителей есть такие замечательные имена! Они будут золотыми буквами вписаны в историю педагогики, а их труды не устареют никогда!

tylik
#4 | 04.03.2016 | 20:35 | 0 [Материал]
Удивительный человек! А цитаты из книг просто современные УУД.

Nadezhda57
#7 | 05.03.2016 | 18:48 | 0 [Материал]
Ещё как, Татьяна Ивановна! И современно, и актуально, и полезно! smile

Cerg68
#3 | 04.03.2016 | 14:00 | 0 [Материал]
Надежда Андреевна, Вам очень повезло, что Вы могли лично слушать В.А. Караковского и его учеников. Спасибо, что поделились с нами таким жизненным опытом.

Nadezhda57
#6 | 05.03.2016 | 18:46 | 0 [Материал]
Да, Ирина Евгеньевна! Я тоже так считаю. Повезло, что встретилась с его книгами, с ним лично, с его питомцами. Это было необыкновенное, счастливое время! smile

Осипова
#2 | 04.03.2016 | 12:59 | 0 [Материал]
У нас в Челябинске помнят и чтут этого замечательного педагога. Спасибо за память о В.А.Караковском.

Nadezhda57
#5 | 05.03.2016 | 18:44 | 0 [Материал]
По-другому, наверное, Марина Ивановна, и быть не должно. У вас в городе осталось столько людей, лично знающих и помнящих Владимира Абрамовича!

1-10 11-11


БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт