НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Елена Владимировна, благодарю за внимание к работе и высокую оценку моего труда!
Хорошо получились у Вас шаблоны, Ольга Куприяновна! Большое рабочее поле, ярко, ...
Наталья Александровна! Благодарю за внимание к материалу, высокую оценку! Дети л...
Спасибо, Ирина Евгеньевна, за то, что похвалили и тем самым порадовали меня, так...
Ольга Куприяновна, у Вас получились очень добрые и нежные праздничные шаблоны! С...
Алтынай Иватовна, мне понравилась Ваша работа. Вы включили разнообразные задания...
Для 4 класса полный текст был слишком большим, но теперь нет и отрывка. Зато вкл...
ОНЛАЙН
obeigily613

ЭХ, ПОКАЗАТЬ БЫ ГОГОЛЮ...

Блог fedonin50

ПОКАЗАТЬ БЫ ГОГОЛЮ УЧЕБНИКИ УБОГИЕ

С трудом представляю себя на месте кинорежиссёра, снимающего исторический фильм «по одноимённому роману (повести, рассказу)» автора, который пишет вперемешку быль и домысел. С одной стороны, не мне отвечать за неточности, коль они заложены автором, а с другой – не попытался бы я внести хоть минимальную корректуру (читай – отсебятину), дабы приблизить отснятое к реализму?

Такие мысли проникли в мозговые извилины ещё накануне нынешней гражданской войны на Украине, после вторичного просмотра киноверсии вечно живого гоголевского «Тараса Бульбы» (режиссёр Владимир Бортко). Дабы уяснить, что в фильме соответствует первоисточнику, а что приплюсовано фантазёрством режиссёра, сценариста и постановщика, пришлось через много десятилетий после школы перечитать саму повесть. Впрочем, в далёкие школьные её и не читал – для хорошей оценки достаточно было ознакомиться в учебнике с навязываемыми характеристиками героев.

Как учитель истории порадовался при просмотре тому, что, не в пример существовавшим (на тот момент) украинским учебникам, фильм не навязывал черно-белое (под цвет кадров пролога) мышление: это – только хорошо, а это – исключительно плохо. И никуда не деться от невольного сопоставления действий и размышлений, героев (они-то обобщённый образ) с мировоззрением нашего времени.

Приплюсованный к гоголевскому тексту диалог тарасовых сынов по пути на Сечь явно отражает интересы сторонников казацкого духа, рядящихся ныне на Украине в фантастическое обмундирование (Остап), и гуманистов-либералов (Андрей). Не канули в Лету злость и бесчеловечность запорожцев, продемонстрированные в призывах «бить ж*дов». Благо, что сам процесс еврейского погрома, изложенный классиком, не попал на экран. Да, Гоголя причисляют к антисемитам и воспевателям казацкого духа. Да, девятнадцатый век это допускал как норму, но… в полной ли мере всё так, как кажется? Ведь сколь проникновенно отражены Николаем Васильевичем горькое горе одних и, воистину, звериные зверства других!

А кому отдать предпочтение, слушая беседу Тараса, жаждущего «погулять» (читай – «сходить на разбой, совершить агрессию») и кошевого атамана, желающего блюсти мирный договор (!), пусть даже с басурманами? Учебники незалежной Украины бескомпромиссно на стороне Бульбы: агрессивные «гулянья» казаков именуются в них «героическими походами», а ответные удары турок и татар – «вероломными нападениями». Ой, как не хватает таких, как В. Бортко (чуть было не написал: «Н. Гоголь»), в компании авторов украинских учебников истории! И всё из-за экономии средств или из-за нежелания угоднических «флюгеров» поделиться гонораром? Да и попади такие личности в соавторы учебников, куда покатится идея казацкой республики после показа пьяных выборов, нет, досрочных перевыборов атамана? Судя по милицейским хроникам, примерно в такой же обстановке сегодня выбирают «паханов» в криминальном мире.

Солидная часть повести (а, следовательно, и картины) демонстрирует осаду крепости. Цель единственная – грабёж, ведь «носились слухи, было много казны и богатых обывателей» там. И не упоминает Гоголь иных слов, кроме «идти прямо на город Дубно», «брать крепость». Но куда там Гоголю до авторов учебников, просвещающих украинских деток. Они б умильно записали чёрным по белому, что казаки пришли «освободить» данный населённый пункт (см. Сегиенко Г., Смолий В. История Украины. 7–8 кл. – К.: Освіта, 1995, с. 181). Тем же словом – «освобождение» – сопровождается во всех учебниках информация про нападение казаков на Кафу, славившуюся невольничьим рынком. Некоторые авторы договорились до того, что «освободители», как таксисты, развозили освобождённых по домам (например, Мисан В. Вступ до історії України. – К.: 2010, с. 91). Не убивать же сознание малышей тем, что, освободив от татар, «герои» перепродавали невольников туркам.

Украинские учебники могли б ещё и упомянуть, что население с радостью встречало казаков-«освободителей» или, для большей правдоподобности, – «встречало со слезами на глазах». Не приводить же цитату из «Тараса Бульбы»: «Мещане и городские обыватели, как видно, тоже не хотели быть праздными и стояли кучею на городском валу. В глазах их можно было читать отчаянное сопротивление; женщины тоже решились участвовать, – и на головы запорожцам полетели камни, бочки, горшки, горячий вар и, наконец, мешки песку, слепившего им очи». Не возникает ли вопрос: на чьей стороне в данном случае авторские симпатии – на стороне нападающих казаков или защитников города?

В кинофильме, чтоб лишний раз не травмировать психику зрителя, не показаны зверства казаков, ибо, по Гоголю: «Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу…». Но не без иронии, как мне показалось, оставлены слова казака, оправдывающего пьянство в лагере, приведшее к победному прохождению поляков в осаждаемую запорожцами крепость: «А мы вот лучше покажем им, что такое нападать на безвинных людей [пьяных казаков, - А.Ф.]». Безвинных ли, с точки зрения и Гоголя, и Бортко, а вдруг и зрителя? Впрочем, упомянутый ранее учебник с гордостью приводит документ от 1527 года, в котором крымский хан Сахиб-Гирей жалуется великому князю Литвы Сигизмунду І Старому, что казаки «причиняют вред нашим людям» (с. 114). Каково сие читалось на уроках крымским татарчатам (на тот момент равноправным гражданам Украины)?

Вернёмся же к чёрно-белым кадрам пролога. Возвеличивая русские землю, душу и чувство, Бульба упоминает некое «подло», которое «завелось теперь на земле нашей… Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чёботом своим бьёт их в морду, дороже для них всякого братства». Не подразумевается ли под этим «подлом» (так и напрашивается первой гласной буква «А») реестровое казачество, состоявшее на королевском обеспечении? Да и магнаты набирали свои воинские отряды не из дорогостоящих немцев, а из безумно желавших влиться в шляхетскую среду казаков. Только вот как сопоставить стремление казаков в шляхетство с уверениями учебников и прочей пропаганды, что они хотели вольности, самостийности? Авторы учебников (вряд ли задумываясь) восхваляют предательства и измену присяге этих хлопцев, когда с умилением пишут, что посланные подавлять беспорядки реестровцы легко переходили на сторону «восставших» собратьев. Вот только если «восставшие» перемогали, то главным требованием было принятие их в реестр, расширение списка служивых во славу польского короля.

Что-то анализ фильма заканчивается без критики самого фильма. А стоит ли критиковать наличие у всех персонажей сапог с подошвами (тем более с каблуками), если они только-только были придуманы и начинали входить в моду, да и то в верхних слоях общества? Не знал я о бытии промелькнувшего в финале красного знамени с христианским крестом и исламским полумесяцем. Не по Гоголю и написание запорожцами письма турецкому султану, но ведь по закону жанра нет запрета на творческий подход к экранизации классики.

Александр ФЕДОНИН,
Историк, Донецк



ссылки
Новые записи:
Купи - продай (5)
Завершился МК № 3. Рефлексивн... (7)
День Армии и флота (6)
ВНОВЬ ПЕСЕНКА "КАТЮША", НО В ... (4)
ЭХ, ПОКАЗАТЬ БЫ ГОГОЛЮ... (2)
Ах ты,зимушка-зима! (16)
«Картофель-Фест» в Каменском ... (6)
Новый конкурс - новые достиже... (2)
Всероссийский конкурс «Саморо... (12)
Герои чистоты (8)
200
2
Русалка
#1 | 22.02.2021 | 23:29 | 0 [Материал]
"пришлось через много десятилетий после школы перечитать саму повесть... в далёкие школьные её и не читал – для хорошей оценки достаточно было ознакомиться в учебнике с навязываемыми характеристиками героев"
Кстати, ничего не изменилось: эти характеристики полностью соответствуют духу авторов учебников, о которых Вы пишете)) Да и ученики относятся к учебникам так же, как Вы в школе к повести Гоголя...

kev
#2 | 24.02.2021 | 12:13 | 0 [Материал]
/…пришлось через много десятилетий после школы перечитать саму повесть. Впрочем, в далёкие школьные её и не читал – для хорошей оценки достаточно было ознакомиться в учебнике с навязываемыми характеристиками героев/.

1. А надо было бы Вам прочитать в школе, чтобы составить собственное представление о героях повести и высказывать свою точку зрения, а не пользоваться навязанными характеристиками.
2. Странно, что Вы учились ради хорошей оценки, а не ради образования, познания, развития.




БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт
Используя cайт, Вы соглашаетесь с Правилами Портала.
Запрещается использовать сайт детям до 12 лет (12+)
E-mail администратора admin@easyen.ru
ИП Соловьев Павел Евгеньевич, ИНН 432909221321.


Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети