Мир ошалел от вандализма! «Цивилизованный» Запад кинулся бороться с монументами, ибо у тех мало силы для сопротивления. Америка ниспровергает память о былых рабовладельцах. Благо что не на ее территории проживали Цезарь, Рамсес, Аристотель… Европейские же ультра нашли иную цель – памятники советским воинам, освобождавшим ее же от той коричневой чумы, которую европейцы, похоже, решили возродить.
Болгарские «рулевые», не мудрствуя лукаво (и без зазрения совести), уж много раз берутся за уничтожение грандиозного монумента, который воздвигнут на вершине горы над городом Пловдивом и носит имя Алеша. Только не всех рядовых болгар, которых справедливо считать братушками, устраивает такой поворот в судьбе памятника. Они живой стеной опоясывают его и как городской гимн поют некогда популярную не только в Болгарии, но и в Стране Советов песню «Алеша», где есть строки:
Стоит над горою Алеша, В Болгарии русский солдат.
Не хочется верить, что будущие поколения смогут рассматривать «Алешу» лишь на фотографиях и в коллекциях нумизматов, которые среди прочих монет хранят юбилейные 2 лева 1969 года с изображением каменного солдата.
Встречаются и иные нумизматические памятники, запечатлевшие памятники монументальные, посвященные солдатам Великой Отечественной. Все перечислить не так уж и просто.
Чаще всего на монетах отображена основная фигура величественного ансамбля – памятника советским воинам, победившим фашизм, расположенного на насыпном кургане в берлинском Трептов-парке. На самой первой юбилейной монете СССР, посвященной 20-летию Победы и поступившей в обращение в 1965 году, запечатлена 13-метровая фигура воина-освободителя, установленная на постаменте, венчающем курган. Левой рукой воин держит малышку, прислонившуюся щекой к его могучему плечу, а правой сжимает опущенный меч, которым разрубил свастику. Этот поверженный древний символ, который оказался испоганенным гитлеровцами, солдат топчет своим сапогом.
Взыскательный скульптор Евгений Вучетич не сразу нашел подходящую натуру, чтобы изваять памятник. После долгих поисков его выбор пал на участника боев за Берлин гвардии рядового Ивана Одарченко, судьба которого типична для многих солдат той войны. В 1941 году пятнадцатилетний подросток сменил на трудовом посту отца, а после получения похоронок на отца и старшего брата сменил их в армейском строю. Сражался храбро, был дважды ранен.
Та же фигура воина-освободителя продублирована на монете достоинством 10 марок, выпущенной в Восточной Германии (ГДР) по случаю 40-летия освобождения страны от фашизма. А далее сработал принцип цепной реакции: монумент из Трептов-парка расположился на 100-рублёвой монете 1995 года и на 10-рублёвой 2015 года. Как принято говорить за дружеским столом: «пусть это будет не последняя». Вот и остаётся надеяться, что красноармеец в некогда поверженном Берлине ещё долго продолжит нести свою вахту.
А вот к 30-й годовщине Победы на юбилейный рубль проникла колоссальная фигура, именуемая «Родина-мать зовёт!». Это композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, одна из самых высоких статуй мира (85 метров) и высочайшая статуя России (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки). Работа уже упомянутого скульптора Е. В. Вучетича. Но если в Берлине монументальный солдат уж опустил меч, то Родина-мать только занесла его для сокрушительного удара.
В следующем году будет очередной юбилей Победы. Вот и гадают нумизматы: «Что год грядущий нам готовит?».
Александр Федонин
|