Подростковый возраст считается очень трудным периодом. На этом этапе родители не узнают своего ребёнка – настолько сильно он меняется: от почти полного послушания подростки переходят к сдержанному непослушанию, а затем и к скрытому неповиновению родителям.
Подросток входит в состояние конфликта с окружающими ему людьми. Конфликт – это наличие противоречия, когда стороны не согласны друг с другом, это разногласия по тем или иным вопросам.
Я являюсь классным руководителем 9 – го класса. Класс дружный, очень развито в классе чувство коллективизма, но возникают конфликты между учениками. Я долго думала: из-за чего, почему?
1. Первой причиной конфликта между подростками является зависть. Подростки живут в разных семьях, у одних хорошие квартиры, родители их хорошо обеспечивают, дети хорошо одеты и обуты. Есть семьи неполные, когда одна мама воспитывает ребёнка и ей тяжело. Она старается во всём, но ей не хватает средств на содержание своего ребёнка.
Однако известно, что дети из менее обеспеченных семей приспособлены к нашей жизни, которая иногда напоминает борьбу за выживание. Именно эти дети вырастают сильными и трудолюбивыми, социально активными, знающими цену заработанному рублю.
И ребята в классе начинают осуждать друг друга. На одном из школьных вечеров, осуждая одну девочку из класса из-за её внешнего вида на вечере, все поссорились. Одни понимали её семейную ситуацию, другие осуждали её маму. Она очень расстроилась и больше не посещает вечера.
Очень часто ребята в классе ссорятся из-за оценок по предметам, существует зависть по отношению к тем, кто хорошо учится. Я им говорю так: «А кто вам не даёт хорошо учиться?». В каждую заработанную оценку вложено количество и качество труда ученика. И многим учиться мешает только лень.
2. Неумение общаться друг с другом. Все в классе очень разные. Одни – быстры и порывисты в движениях, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, даже невозмутимы. И всё это зависит от темперамента человека.
Когда начинается подготовка к какому-то мероприятию, то ребята совершенно не умеют спокойно высказать свои мысли, переходят на крик,и в конце концов возникает ссора. Поэтому учимся общаться, соблюдая определённые правила этикета.
Меня, как классного руководителя, всегда беспокоят отношения детей. Поэтому мы провели классный час, посвящённый конфликтам в классе. Ребята выработали пути решения конфликтов в классе.
Вот некоторые из них: 1. Чтобы решить конфликт, нужно спокойно поговорить.
2. Слушать внимательно других людей.
3. Не употреблять слова, которые могут оскорбить.
4. Поддерживать друг друга. В ситуации конфликта.
5. Обсуждение двух противоположных идей приведёт к лучшему разрешению конфликта.
6. Не критикуйте друг друга.
7. Будьте смелы и уверенны в ситуации решении конфликта.
8. Помогать друг другу.
Мы долго говорили на классном часе об отношениях друг к другу, о том, как надо говорить, о том, как надо укреплять дружбу в классе. Восприятие себя и восприятие других – основа межличностных отношений. Надо всегда сохранять баланс отношений с окружающими в переходном возрасте.