НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН

«Формирование математической грамотности в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Педагогический опыт

12.11.2021


Через математические знания, полученные в школе
лежит широкая дорога к огромным,
почти необозримым областям труда и открытий.
Маркушевич А.И.


На первое место в мире сегодня выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность – это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность обучающегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

Понятие «математическая грамотность» предполагает владение умениями:

• выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
• решать их, используя математические знания и методы,
• обосновывать принятые решения путем математических суждений,
• анализировать использованные методы решения,
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в развитии способности обучающихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Иногда при изучении отдельных тем математики, при решении математических задач дети задают вопросы: «А для чего это нужно знать? Где нам это пригодится в жизни?». Сомнения в полезности изучаемого материала отрицательно влияют на мотивацию обучающихся. Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики являются практико-ориентированные задания по финансовой грамотности.

Финансовой грамотности населения уделяют сейчас большое внимание и значение. Ещё в 2016 году Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк отметила «Вопросы финансовой грамотности в современном мире приобретают особую актуальность и крайне важно, чтобы выпускники наших школ получали необходимые знания и умения использования своих финансов и пользования финансовыми услугами».

8 сентября 2016 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Банком России в области организации и проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся России. Совместная деятельность направлена на пропаганду финансовой грамотности среди педагогов и на выявление одаренных и талантливых детей в области финансовой грамотности через проведение конкурсов.

В стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы задача формирования финансовой грамотности школьников определена как одна из ведущих. Именно обучающиеся школ, которые составляют потенциал будущего России, определяются в данном документе как приоритетная целевая группа.

В феврале 2021 года педагоги нашей школы (Фаткулина О.Х., Кучина С.Н., Копылова Т.В., Корзникова Е.С.) прошли обучение в федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего образования «Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации» по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» и получили удостоверение о повышение квалификации в объеме 72 часа.

В этом учебном году мы впервые ввели курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (5-6 классы).

Знание основ финансовой грамотности и умение применять эти знания в практической деятельности позволяет человеку эффективно управлять личными финансами – контролировать доходы и расходы, планировать личный бюджет; безопасно и эффективно пользоваться услугами финансовых организаций, в частности, накопительными и страховыми инструментами.

Задачи по финансовой грамотности органично вписываются в содержание школьного курса математики, так как в большинстве своем решаются с опорой на математические методы изучения и анализа конкретной финансовой ситуации.

Рассмотрим это на конкретных примерах:

• Фрагмент занятия по теме «В общем о деньгах».

Цель: сформировать и закрепить представление о деньгах, как о мере стоимости, средств платежа; помочь осознать на доступном уровне для обучающихся взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

В ходе просмотра презентации «История возникновения денег» говорили с ребятами о том, что деньги в том виде в котором мы видим их сейчас в виде монет и бумажных купюр были не всегда.

«Давным-давно денег не было вообще. Посмотрите на экран. Мы видим скотовода, сапожника, пекаря. Сапожник шьет обувь, скотовод выращивает коров, овец и других домашних животных, пекарь печет хлеб. Сапожник чинит обувь пекаря и скотовода и за свой труд взамен получает хлеб и мясо. Скотовод поставляет мясо сапожнику в обмен на обувь, пекарю в обмен на хлеб. Пекарь делится хлебом с сапожником в обмен на обувь, со скотоводом в обмен на мясо. Как видим в данном случае люди не нуждались в деньгах.

Давайте на время представим, что сейчас у нас исчезли деньги… Как бы вы смогли жить без них?»

Ролевая игра «Натуральный обмен». В ходе игры возник вопрос «Равноценный ли обмен?». А в этом деле невозможно обойтись без математических расчетов, к которым мы и приступили. В результате вычислений мы с ребятами пришли к выводу, что самое затратное это содержание домашних животных: коров, кур.

• Фрагмент занятия по теме «Деньги разных стран».

Цель: познакомить с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны.

Во время просмотра презентации говорили с детьми о том, что в каждой стране свои деньги. «В России – рубли. Иностранные деньги называют по-разному: в Германии – евро, в США – доллар, в Индии – рупия, в Чехии – крона, в Турции – лира и т.д.»
Ролевая игра «Отдых за границей». «Представьте, что вы отправляетесь в путешествие в одну из этих стран. Для комфортного отдыха вам необходимы обменять наши деньги на деньги той страны куда вы отправитесь.»

И опять не обошлось без математических расчетов. Мы познакомились с курсом обмена валюты, установленной Центральным Банком Российской Федерации и произвели расчет.

«…, например, у нас есть 10 тыс. рублей, мы отправляемся в Бразилию на карнавал. Давайте посмотрим сколько же на сегодня стоит один бразильский реал, примерно 12, 58 руб. Мы 10 тыс. рублей делим на 12, 58 рублей и у нас получилось 794, 91 реала».

• Фрагмент занятия по теме «Откуда берутся деньги?».

Цель: познакомить детей с источниками доходов.

«Деньги могут появиться у людей по-разному. Например, нам могут подарить деньги на День рождения, мы можем выиграть в лотерею, но большую часть жизни мы зарабатываем деньги собственным трудом. Зарабатывание собственных денег в молодом возрасте помогает распределить свои деньги в будущем.»

В ходе беседы, было выяснено, что многие из ребят уже сами зарабатывают деньги: собирают ягоды летом и продают, чистят снег у соседей, складывают дрова в поленницу, обрабатывают огороды, копают картошку, продают газеты и т.д. Стало интересно, а сколько же они зарабатывают денег? И тут мы снова приступили к расчетам.

Задание «Считаем свой заработок».


• Фрагмент занятия по теме «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.

Начали занятие мы с обсуждения вопросов: «Что такое семейный бюджет? Откуда в семье появляются деньги? На что тратятся?»

Во время практической части ребятам было предложено заполнить «Квест - карточки» (семья №1, семья №2 и семья №3).

Я предложила ребятам разбиться на 3 группы. Каждая группа – это семья. У каждой семьи есть глава (дети решали сами) и своя легенда (придумывали вместе исходя из предложенной «Квест-карточки»). Задача ребят заключалась в расчетах доходов и расходов семьи. И снова нам понадобились математические знания.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что финансовая грамотность - это очень важное качество современного человека, позволяющее ему всегда принять правильное, взвешенное и грамотное решение. А без математических знаний невозможно формирование финансовой грамотности.

Автор: Фаткулина Олеся Хамидулловна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2575
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт