Через математические знания, полученные в школе
лежит широкая дорога к огромным,
почти необозримым областям труда и открытий.
Маркушевич А.И.
На первое место в мире сегодня выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность – это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
В международном исследовании PISA термин «функциональная математическая грамотность» означает «способность обучающегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».
Понятие «математическая грамотность» предполагает владение умениями:
• выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
• решать их, используя математические знания и методы,
• обосновывать принятые решения путем математических суждений,
• анализировать использованные методы решения,
• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности моих учеников, вижу необходимость в развитии способности обучающихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Иногда при изучении отдельных тем математики, при решении математических задач дети задают вопросы: «А для чего это нужно знать? Где нам это пригодится в жизни?». Сомнения в полезности изучаемого материала отрицательно влияют на мотивацию обучающихся. Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики являются практико-ориентированные задания по финансовой грамотности.
Финансовой грамотности населения уделяют сейчас большое внимание и значение. Ещё в 2016 году Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк отметила «Вопросы финансовой грамотности в современном мире приобретают особую актуальность и крайне важно, чтобы выпускники наших школ получали необходимые знания и умения использования своих финансов и пользования финансовыми услугами».
8 сентября 2016 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Банком России в области организации и проведения мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности обучающихся России. Совместная деятельность направлена на пропаганду финансовой грамотности среди педагогов и на выявление одаренных и талантливых детей в области финансовой грамотности через проведение конкурсов.
В стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы задача формирования финансовой грамотности школьников определена как одна из ведущих. Именно обучающиеся школ, которые составляют потенциал будущего России, определяются в данном документе как приоритетная целевая группа.
В феврале 2021 года педагоги нашей школы (Фаткулина О.Х., Кучина С.Н., Копылова Т.В., Корзникова Е.С.) прошли обучение в федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего образования «Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации» по программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» и получили удостоверение о повышение квалификации в объеме 72 часа.
В этом учебном году мы впервые ввели курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (5-6 классы).
Знание основ финансовой грамотности и умение применять эти знания в практической деятельности позволяет человеку эффективно управлять личными финансами – контролировать доходы и расходы, планировать личный бюджет; безопасно и эффективно пользоваться услугами финансовых организаций, в частности, накопительными и страховыми инструментами.
Задачи по финансовой грамотности органично вписываются в содержание школьного курса математики, так как в большинстве своем решаются с опорой на математические методы изучения и анализа конкретной финансовой ситуации.
Рассмотрим это на конкретных примерах:
• Фрагмент занятия по теме «В общем о деньгах». Цель: сформировать и закрепить представление о деньгах, как о мере стоимости, средств платежа; помочь осознать на доступном уровне для обучающихся взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
В ходе просмотра презентации «История возникновения денег» говорили с ребятами о том, что деньги в том виде в котором мы видим их сейчас в виде монет и бумажных купюр были не всегда.
«Давным-давно денег не было вообще. Посмотрите на экран. Мы видим скотовода, сапожника, пекаря. Сапожник шьет обувь, скотовод выращивает коров, овец и других домашних животных, пекарь печет хлеб. Сапожник чинит обувь пекаря и скотовода и за свой труд взамен получает хлеб и мясо. Скотовод поставляет мясо сапожнику в обмен на обувь, пекарю в обмен на хлеб. Пекарь делится хлебом с сапожником в обмен на обувь, со скотоводом в обмен на мясо. Как видим в данном случае люди не нуждались в деньгах.
Давайте на время представим, что сейчас у нас исчезли деньги… Как бы вы смогли жить без них?»
Ролевая игра «Натуральный обмен». В ходе игры возник вопрос «Равноценный ли обмен?». А в этом деле невозможно обойтись без математических расчетов, к которым мы и приступили. В результате вычислений мы с ребятами пришли к выводу, что самое затратное это содержание домашних животных: коров, кур.
• Фрагмент занятия по теме «Деньги разных стран». Цель: познакомить с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны.
Во время просмотра презентации говорили с детьми о том, что в каждой стране свои деньги. «В России – рубли. Иностранные деньги называют по-разному: в Германии – евро, в США – доллар, в Индии – рупия, в Чехии – крона, в Турции – лира и т.д.»
Ролевая игра «Отдых за границей». «Представьте, что вы отправляетесь в путешествие в одну из этих стран. Для комфортного отдыха вам необходимы обменять наши деньги на деньги той страны куда вы отправитесь.»
И опять не обошлось без математических расчетов. Мы познакомились с курсом обмена валюты, установленной Центральным Банком Российской Федерации и произвели расчет.
«…, например, у нас есть 10 тыс. рублей, мы отправляемся в Бразилию на карнавал. Давайте посмотрим сколько же на сегодня стоит один бразильский реал, примерно 12, 58 руб. Мы 10 тыс. рублей делим на 12, 58 рублей и у нас получилось 794, 91 реала».
• Фрагмент занятия по теме «Откуда берутся деньги?». Цель: познакомить детей с источниками доходов.
«Деньги могут появиться у людей по-разному. Например, нам могут подарить деньги на День рождения, мы можем выиграть в лотерею, но большую часть жизни мы зарабатываем деньги собственным трудом. Зарабатывание собственных денег в молодом возрасте помогает распределить свои деньги в будущем.»
В ходе беседы, было выяснено, что многие из ребят уже сами зарабатывают деньги: собирают ягоды летом и продают, чистят снег у соседей, складывают дрова в поленницу, обрабатывают огороды, копают картошку, продают газеты и т.д. Стало интересно, а сколько же они зарабатывают денег? И тут мы снова приступили к расчетам.
Задание «Считаем свой заработок».
• Фрагмент занятия по теме «Семейный бюджет. Доходы и расходы» Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Начали занятие мы с обсуждения вопросов: «Что такое семейный бюджет? Откуда в семье появляются деньги? На что тратятся?»
Во время практической части ребятам было предложено заполнить «Квест - карточки» (семья №1, семья №2 и семья №3).
Я предложила ребятам разбиться на 3 группы. Каждая группа – это семья. У каждой семьи есть глава (дети решали сами) и своя легенда (придумывали вместе исходя из предложенной «Квест-карточки»). Задача ребят заключалась в расчетах доходов и расходов семьи. И снова нам понадобились математические знания.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что финансовая грамотность - это очень важное качество современного человека, позволяющее ему всегда принять правильное, взвешенное и грамотное решение. А без математических знаний невозможно формирование финансовой грамотности.