НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Анатолий Николаевич, мне приятно, если данная игра окажется для Вас полезной. Вс...
Альбина Геннадиевна, рада быть полезной. Успешной Вам работы с детьми.
Спасибо за шикарную игру, Надежда Георгиевна.
Лидия Петровна, благодарю за внимание и поддержку! Всегда рада Вас видеть!
Татьяна Анатольевна, благодарю за внимание к работе и позитивный комментарий.Все...
Зоя Андреевна, спасибо, что зашли на мою страничку.Спасибо за добрые слова.
Наталья Николаевна, благодарю за интерес к работе.Всего наилучшего!
ОНЛАЙН
Marfffa, olesia, nata_lebed

Организация исследовательской деятельности на занятиях элективных курсов

Педагогический опыт

21.11.2021


Главная задача учителя при работе с одаренными заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных возможностей и склонностей.

В сельской школе такую возможность дает применение практико - ориентированного обучения, поскольку школьники вместе со взрослыми решают производственные и социально-экономические проблемы села; школа территориально близка к сельским предприятиям, хозяйству, природе и учитель может организовать образовательный процесс, используя различные ресурсы села для решения практически важных проблем. Практико-ориентированное обучение направленно на развитие творческих способностей и мышления одаренных детей, на реализацию их познавательного, исследовательского и мотивационного потенциала. Поэтому приоритетным направлением в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы будет практико-ориентированное обучение посредством исследовательской деятельности.

Подготовку одаренных детей к исследовательской деятельности я начинаю с практического изучения природы в рамках кружка «Начни исследовать». Экскурсии в лес, на водоемы, где мы знакомимся с представителями флоры и фауны. Кроме того, мы проводим открытые практические занятия «Научись изучать природу» на которых дети осваивают методику проведения исследований, связанных с изучением лесного и водного биоценозов. Собранный в ходе экскурсий материал и наблюдения в дальнейшем используются для выполнения исследовательских работ. Темы исследовательских работ я предлагаю ученикам в соответствии с возникшим у них интересом к тому или иному объекту природы. На занятиях кружка школьники выполнили исследовательские проекты, по изучению видового разнообразия трутовых грибов и лишайников лесного биоценоза. Изучение пауков крестовиков в естественных и искусственных условиях обитания позволило выполнить исследование, в котором были изучены особенности строения ловчих сетей пауков крестовиков в естественных и искусственных биотопах, выяснены особенности поведения пауков крестовиков в условиях искусственного содержания, проанализировано отношение школьников к паукам.

Для развития исследовательской деятельности одаренных детей используются элективные курсы в рамках которых происходит поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской деятельности школьника. Для обучающихся 6 класса была разработана программа элективного курса «Зеленый портфель». Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода, поэтому в рамках изучения курса происходит развитие и отработка практических умений, применение полученных знаний на практике. На этом этапе развития исследовательских умений у ребят пробуждается интерес к внешней занимательности содержания знаний, интересным фактам, объектам, явлениям, происходит формирование основ экспериментальной деятельности, развитие умений и навыков исследовательской деятельности начинается непосредственная работа ученика над проектом под руководством учителя. Вместе с учителем рассматриваются и составляются этапы проектирования, определяются цели и задачи проекта, изучаются методики исследования, проводятся исследования, обрабатываются результаты, формулируются выводы. Шестиклассники изучают курс биологии «Многообразие покрытосеменных растений» и тематика проектов связана именно с покрытосеменными растениями, выращиваемыми на приусадебных участках, или в сельхозпредприятиях. Темы проектов, которые выполнили шестиклассники в этом учебном году: «Перспективы выращивания нигеллы дамасской в условиях Георгиевского района», «Влияние природных стимуляторов роста на посевные качества тыквенных культур», «Оценка сортов столовой свеклы и тыквы выращиваемых в условиях с. Новозаведенного», «Аллелопатические свойства пряных и сорных растений», «Выращивание листового салата с применением биостимуляторов роста». Выполнение этих проектов способствовало организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

В седьмом классе начинается изучение курса биологии «Животные» и вводится элективный курс «Экология животных». Тематика проектов изменяется, изменяется и структура исследовательской деятельности одаренного ученика, на данном этапе он должен самостоятельно составить четкий план действий и сформулировать изучаемую проблему. Учитель помогает ему с подбором методики проведения исследований, и обработкой полученных данных, выводы ученик формулирует самостоятельно. Проекты, выполняемые семиклассниками связаны с животными обитающими или выращиваемыми в нашем селе, например, «Оценка мясной и меховой продуктивности нутрий, выращенных в условиях личного подсобного хозяйства», «Эффективность переработки козьего молока в условиях индивидуального хозяйства», «Биологические особенности кошек породы донской сфинкс», «Особенности поведения декоративных крыс различного социального статуса», «Влияние пестицидов на дождевых червей», «Использование инфузорий в экспресс-оценке сельскохозяйственных кормов». Такая исследовательская деятельность одаренных детей — это не только этап формирования знаний, но и определенный стимул и мотивация для дальнейшей деятельности, а в некоторых случаях и для получения будущей профессии. Обучающиеся Шимарева Арина, Иванова Анна выбрали профессию ветеринара и продолжают обучение в колледже и университете.

В восьмом классе при изучении курса биологии «Человек» используется элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека». При проведении исследований в рамках этого курса работа осуществляется с учетом интересов одаренных детей им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи. Проводимые исследования более сложны в выполнении и направлены на изучение влияния различных факторов на здоровье человека, ведение мониторинга физического развития школьников. Темы исследовательских проектов на данном этапе: «Оценка физического развития школьников 5-7 классов», «Исследование физического состояния школьников в зависимости от уровня и характера двигательной активности», «Изменение продолжительности жизни людей за последние 50 лет в Георгиевском городском округе», «Индивидуальные различия в восприятии наркотических веществ на примере кофеина», «Оценка качества куриных яиц в зависимости от сроков их хранения». Результаты этих исследований имеют не только обучающее значение, но и представляют научный интерес.

Начиная с девятого класса при выполнении исследовательских работ в рамках элективного курса «Экологическая безопасность. Школьный экологический мониторинг» одаренные дети умело используют не только знания по биологии, но и опыт, накопленный в области других естественнонаучных дисциплин. При выполнении проектов «Биотестирование почвенного покрова придорожных территорий», «Оценка водных свойств почвы различных биотопов окрестностей с. Новозаведенного», «Оценка биологической активности почв придорожных территорий», «Оценка токсического воздействия пестицидов на почву с помощью дождевых червей» одаренные школьники вышли на интеграцию четырех дисциплин: химии (химический анализ почв, круговороты химических элементов); географии (механический состав почв, характеристика почвенных разрезов, естественные причины формирования почв, практические рекомендации улучшения состояния почв, краеведческий материал); биологии (минеральное и органическое питание растений, обитатели почв, жизненные формы растений, рекомендации для озеленителей; экологии (экологические функции почвы, экологическое состояние почв, антропогенные нарушения почв, экологические группы растений).

В 10-11 классах при изучении элективного курса «Физиология растений» формируются умения осуществлять экспериментальную творческую деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. В рамках этого курса исследования проводятся на опытной площадке ООО «Новозаведенское», которое занимается выращиванием плодово-ягодных культур. Одаренные дети имеют возможность выполнять исследовательские проекты по темам, результаты которых представляют интерес для специалистов хозяйства. Работая на этой площадке, учащиеся выполнили проекты: «Эколого-физиологические изменения годичных побегов у яблонь различных сортов при подготовке к зимнему периоду», «Оценка реакции яблони на повышенные температуры методом флуктуирующей асимметрии», «Оценка качества плодов новых сортов яблони», «Экологическая оценка почвы ООО «Новозаведенское», «Изучение водного режима яблони в зоне недостаточного увлажнения», «Изучение анатомического строения и структуры эпидермального комплекса листовой пластинки плодовых растений».

Наибольший интерес у одаренных детей вызывают исследования, направленные на изучение экологических проблем, связанных с местом проживания людей и их реальное решение. Такие исследования способствует формированию экологических знаний и осознанию собственной практической помощи природе. Осуществляется такая деятельность в рамках научного объединения «Исследователи природы». При выполнении исследовательских работ связанных с экологическими проблемами одаренные дети получают большой объём знаний, а также приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований. В научном объединении были выполнены проекты по изучению состояния популяций растений, например, «Состояние ценопопуляции ландыша закавказского на территории заказника «Сафонова дача», «Оценка состояния ценопопуляций тюльпана дубравного в условиях природных заказников Георгиевского лесничества», «Оценка состояния дуба черешчатого в заказнике «Сафонова дача», «Оценка состояния ценопопуляций лоха узколистного в Георгиевском лесничестве», «Состояние ценопопуляции гиацинта мышиного в окрестностях села Новозаведенного». Был выполнен проект «Река Кума просит защиты» целью, которого является оценка экологического состояния реки Кумы на территории Георгиевского района, «Оценка качества водотоков поверхностных вод с использованием биотестирования», «Биоиндикация состояния водотоков с использованием озерной лягушки», «Оценка экологического состояния сельского пруда», «Оценка токсичности почв в условиях федеральной автодороги «Кочубей – Минеральные воды», и другие. Интерес одаренных детей к проводимым исследованиям будет тем выше, чем актуальнее их работа, чем большее практическое значение она имеет.

Одаренные дети, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для их интеллектуального развития. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать не только интеллектуальные, но и потенциальные творческие способности детей.

Для того, чтобы работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности была наиболее успешной и эффективной необходимо использовать практико - ориентированное обучение, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической работы, востребуемых сегодня работодателями, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике.

Автор: Писаренко Надежда Ивановна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2133
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт