Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадет на стол в хлебах.
Лаврова Т.
В этом году Новосибирская область отметила 80 - летний юбилей. Урок Знаний во всехшколах области был посвящен этой дате. Но просто сидеть на уроке в школе и слушать о любимом крае ребятам из начальной школы, с учетом их потребности в активных действиях и визуальному восприятию информации, показалось скучным и незапоминающимся, поэтому возникла идея съездить в сельский район на экскурсию с ребятами второго класса и их родителями.
Благодаря поддержке родителей решено было отправиться в поездку по Новосибирской области с остановкой в Линево, где нам организуют наблюдение за уборкой урожая и отслеживание пути зерна с поля до момента его превращения в крупу.
На начальном этапе организации экскурсии очень важным является формирование целей и задач, которые должны быть направлены на создание у ребят заинтересованности к познаниюокружающего мира через свои наблюдения, что позволит обогатить их внутренний мир уже с начального образования, соответственно, перейдя в среднее звено обучения у них уже будет «багаж знаний», наполненный как теорией, полученной на урочных занятиях, так и практикой, полученной на внеурочных экскурсиях, что упростит восприятие новой более сложной информации и упростит процесс адаптации ребят.
1 сентября в класс пришла русская красавица с караваем и письмом, в котором говорилось, что директор ООО «Агрофирма» Юшков Илья Викторович приглашает ребят к себе в гости на уборку урожая. Ребята обрадовались приглашению, угостились караваем и стали готовиться к поездке.
Подготовка к путешествию – это едва ли не самая важная часть любой поездки. Как сделать путешествие более интересным и увлекательным? Мы посмотрели карту НСО. Дорога была дальняя, но это нас не испугало! Временидо отправленияоставалось оченьмало, на классном часе было принято решение разделиться на группы. Таким образом был создан штаб для изучения маршрута, определения мест для остановок, нахождения достопримечательностей.
Первая группа ребят отвечала за маршрут. Нашли конечную точку, Линево. Проложили путь. Отметили населенные пункты, реки, достопримечательности. Напечатали карту НСО и раздали всем ребятам. Опыт прокладывания маршрута оказался очень увлекательным и полезным.
Вторая группа сосредоточила свое внимание на вопросах безопасности и комфорта во время поездки. Ребята рассказали классу правила безопасности в дороге и предложили варианты интересных конкурсов, игр во время долгого нахождения в автобусе по дороге в Линево.
Третья группа, «хозяйственники»,решала, что надо взять с собой в дорогу.
В четвертую группу, контролирующую все и «держащую руку на пульсе»,вошли родители.
Подобная организация предварительного этапа поездки сплотила ребят и родителей, дала возможность каждому участвовать в планировании и организации экскурсии, пробудить в ребятах познавательный интерес, укрепить уже полученные навыки коллективной работы, развить умение высказывать свое мнение и прислушиваться ко мнению членов своей команды, что является очень важным составляющим в формировании современной личности, которая должна быть способной ставить цели и планомерно их достигать, оставаясь при этом этичным, ответственным и справедливым членом нашего гражданского общества.
И вот долгожданная поездка началась. В назначенное время мы отправились за чудесами. Очень трудно передать все эмоции и всю радость этой экскурсии. Дети были безмерно счастливы! Долгий путь (около пяти часов только в автобусе, а вся экскурсия заняла десять часов) и последующие экскурсии их не утомили, а наоборот, помогли больше узнать друг о друге, сблизили, сплотили, раскрыли ранее скрытые способности и позволили по- другому увидеть давно знакомых одноклассников. Оказалось, что Даша совершенно не боится высоты и вперед мальчишек ринулась к 4 метровой лестнице, Данил знает название всех болтов и гаек, Маша быстро может обработать рану, а Катя помнит очень много песен про дружбу!
По дороге мы сверяли название населенных пунктов с картами, составленными детьми, отмечали на них места, которые проезжали, рассматривали различные строения, бесконечные поля, леса, дороги. Мы увидели всю красоту, великолепие и неповторимость нашего края его просторы и величие.
По приезде нас встречали директор ООО Мелькомбината «Бережный»Марсавина Юлия Владимировнаи наш гид директор ООО «Агрофирма» ЮшковИлья Викторович.Многие ребята первый раз были в сельской местности, поэтому их интересовало абсолютно все. Наша экскурсия началась с простого русского поля.Мы стояли и смотрели, как созревшие колосья неудержимо колыхались под напором теплого, легкого ветерка. Эта зрелищная красота завораживала. Поле было золотое - золотое, утопающее в лучах дневного солнца. Нас водили по нему, рассказывали,как трудно вырастить эти колоски, сколько нужно потратить труда и сил, чтобы получить это «золотое чудо». Дети срывали колоски, нюхали, терли в ладошках, смотрели на крошечные зернышки, пытались разгрызть, жевали и аккуратно складывали колоски в рюкзачки, чтобы показать своим родителям.
Мы услышали шум и увидели приближающий комбайн. Вдалеке стояли грузовые машины. Комбайн важно продвигался по полю, от него оставались ровные бритые полосы. А где же колоски? Все мы смогли увидеть, когда комбайн остановился. Комбайнер Виктор Николаевич рассказал нам про работу машины,разрешил посидеть внутри комбайна, мы увидели там рычаги и окошко, в котором блестели зерна. Затем комбайнер включил мигалку, она обозначала, что комбайн заполнен, и тут же подъехали машины. Зерно полилось в кузов. Когда машины были загружены, они отправились на мельзавод, а мы поехали за ними.
Нам позволили наблюдать все стадии уборочных работ. На мельзаводе машину взвесили, весы были непонятны детям, они выглядели как обыкновенный пол. Илья Викторович подробно рассказал о процедуре взвешивания машины. После мы поспешили на разгрузку. И вновь нас ожидали чудеса… Очистка зерен, хранение, ремонтная мастерская, сушилка, веелка огромных размеров, пресс для сплющивания… и конечный результат -мешки полные готовой, любимой геркулесовой каши. Отходы от переработки тоже отказались ценными, они используются для наших домашних питомцев. Оказывается,наша любящая животных Катя покупает подобные отходы для кроликов в магазине!
Мы долго прощались с гостеприимными работниками завода. Благодарили их, приглашали к себе в гости, фотографировались. Нас одарили пакетами с бесценной кашей!
В автобусе на обратном пути домой дети делились увиденным, показывали друг другу простые для большинства людей, а для них полные воспоминаний и чудес сувениры: колоски, цветочки, камешки и мешки с кашей. Родители встречали нас и радовались вместе с детьми, слыша их веселый, бесконечный рассказ о путешествии.
Действительно, поездка получилась фантастической! Столько эмоций, восхищений от увиденного, счастья, бесконечных воспоминаний…
Наблюдая, за тем, как ребята с удовольствием делились, полученными новыми знаниями, как о посевной деятельности работников нашего сельского хозяйства, так и о процессе переработки, полученного урожая, было получено подтверждение тому, что цели и задачи, поставленные перед экскурсией, были достигнуты и даже превзошли ожидания, так как ребята с удовольствием приступили к следующему, завершающему этапу.
Полагаю, завершающим этапом познавательного мероприятия, является умение по подведению итогов и донесению полученной информации до других ребят, при этом являясь достойным членом нашего общества ребята решили выразить благодарность людям, оказавшим помощь в организации и проведении мероприятия.
В связи с чем нашему гиду Илье Викторовичу ребята нарисовали рисунки и написали письма с огромной благодарностью за экскурсию и надеждой еще раз приехать к ним, чтобы больше узнать, как выращивается хлеб. Ребятам 1 и 2 классов мы приготовили презентацию, в которой участвовали все дети нашего класса, и подарили образцы пшеницы, которые мы добыли в поле и на мельзаводе. Учителям и повару вручили мешочки с кашей. С каким удовольствие и аппетитом каждый ребенок ел кашу, приготовленную из «его» зерен! Каша действительно оказалась наивкуснейшая!
Можно, наверное, воспитать любовь к родному краю и уважение к труду людей, работающих на полях и выращивающих хлеб, на уроках в классе. Но опыт, полученный в качестве результата данной поездки, показал, что нет ничего важнее для детей, чем живое общение с теми, кто работает на полях, прикосновение к зерну, ощущение сопричастности к процессу работы.
Хочется верить, что мои ученики будут бережнее и внимательнее относиться к еде, которую им подают в школе и дома каждый день, начнут осознавать ценность «живого» общения с окружающим миром, захотят чаще выезжать вместе на природу, чтобы познавать красоту нашего края.
Огромное спасибо всем людям, которые помогли организовать поездку по Новосибирской области! Сколько нового познал каждый ребенок! Сколько открытий совершил! И как долго память будет хранить все чудеса окружающего мира!
Таким образом, рекомендую при возникновении необходимости донесения до ребят сложной и разноплановой информации (а в нашем случае это изучении географии НСО, особенностей Сибирского сельского хозяйства, изучение процесса производства, развитие способностей ребят по освоению информации и ее презентации и другое) оптимальным и доступным способом укрепления знаний являются правильно организованные тематические внеурочные мероприятия, а подтверждением этому являются отзывы родителей и детей после завершения нашей экскурсии.