Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их
социальная адаптация – это очень важный вопрос образования. Детям с ОВЗ
необходимо получить качественное образование. На территории Российской
Федерации каждый человек имеет право на получение образования. Как лучше
помочь «особенным» детям? С 1991г. В России начали вводить инклюзивное
образование, то есть обучать детей, имеющие проблемы со здоровьем в
общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками. В
Конвенции ООН «О правах инвалидов» представлены принципы инклюзивного
образования. Два принципа (подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных взаимоотношений и для всех обучающихся
достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать,
чем в том, что не могут) из представленных относятся к образованию.
Остальные принципы должны быть руководством к действию всех структур
государства.
Проанализировав работы Д. Мерсера, И. Дено, М Рейнольдс, приходишь к
выводу, что это хорошо и лучше ничего не придумать. «Ковчег» - это первая
московская школа для «особенных» детей, которая начала свою работу в 1991
г. Вслед за этой школой появились другие школы. На сегодняшний день такие
школы во всех краях и областях. Для работы инклюзивных школ необходимо
изменить структуру помещений, подготовить персонал (от администрации до
уборщицы), который будет знать как действовать в различных ситуациях,
который сможет решать и разрешать любые проблемы, возникающие и у
здоровых учеников, и у учеников с ОВЗ. Если не продумать и не попытаться
предвидеть конфликтные ситуации (они обязательно возникнут) между
учениками, то, что родители здоровых детей решат, что инклюзия мешает их
детям. Так в московской школе №285 им. В. А. Молодцова «Эксперимент по
включению детей - инвалидов в образовательный процесс вместе с обычными
детьми закончился провалом»,- передаёт НТВ. «Особенных» учеников без
ведома родителей. перевели из общего класса в коррекционный и не
выпускают за его пределы».
О проблеме в интервью РИА Новости рассказал директор Института
коррекционной педагогики Российской академии образования Николай
Малофеев: «наши школы не готовы к инклюзивному образованию. ОВЗ
бывают разные и учить детей таких нужно по-разному. Не зря ведь
существует несколько областей дефектологии: сурдо- тифло- и
олигопедагогика. Есть такие специалисты в обычной школе? Нет. Только
некоторые дети с ОВЗ (и только с постоянной помощью родителей) могут
учиться в массовой школе».
Здоровые дети испытывают не меньше трудностей, когда учитель
«разрывается» на уроке, пытаясь обучить ребят с ОВЗ и остальных детей в
классе. Получается, мы нарушаем права всех учеников, получается никто не
обучается достойно. Обычные дети должны показать результаты обучения (и
это правильно), выполнив проверочные работы ВПР, сдать экзамены в 9-ом,
11-ом классах, а с ГВЭ должны справиться дети с ОВЗ. Чтобы «особенные»
дети полностью смогли усвоить программу, им необходима помощь
специалистов. Детям с ОВЗ нужно индивидуальное, повышенное внимание
учителя. Без профессиональной помощи логопеда, психолога, медработника
ученикам с ОВЗ обучаться будет очень сложно. В наших массовых школах
нет возможности это организовать! Логопед и психолог работают только с
детьми начальных классов. Дефектологи вообще не предусмотрены.
«Хорошо организованная инклюзия это - прежде всего командная работа,
которая начинается с предварительной оценки ситуации в классе, с
понимания потребностей каждого ученика», - утверждает кандидат
педагогических наук, учитель-дефектолог школы №17 Невского района
Санкт-Петербурга Ольга Акимова. Команда – это дефектолог, логопед,
психолог, сопровождающие или тьюторы и, конечно, учитель. А, если в класс,
к 20 ученикам ещё добавляют ребенка-инвалида или, что ещё «веселее», от 2
до 5 детей с разными диагнозами, а команда специалистов – это один учитель.
Сможет ли он один выполнить поставленные задачи. Я думаю, что нет. Если
учитель не уделяет ребёнку-инвалиду внимание, то положительной динамики
в обучение не будет. А, если уделяет время значит другим детям что-то
недодаёт. Ученики должны дорабатывать дома. Вот вам и скрытая перегрузка.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, а это значит
каждый хочет дать своему ребёнку достойное образование и не важно
«особенный» это ребёнок или «обычный».
Все кругом говорят о социализации детей-инвалидов. Действительно ли
можно вот так социализировать ребёнка: отправить в группу детей и всё вдруг
само собой образуется. Как Вы думаете, хорошо ли себя чувствует ребёнокинвалид среди обычных детей? Конечно, «особенные» дети обязательно
получат опыт от общения с обычными детьми, но каким он будет?
Положительным или отрицательным. Все ли могут принимать «особых»
людей? А ведь дети, неважно здоровые или с проблемами здоровья, бывают
очень жестоки в своих суждениях (в силу своего возраста). Любой человек
нуждается в общении и имеет на это право при условии, когда это общение не
нарушает охраняемые законом права и интересы другого человека. Заставить
детей дружить практически невозможно.
Многие педагоги отмечают негативные последствия широкого
внедрения инклюзии: оно приводит не к равенству прав, а к потере детьми
ОВЗ возможности получить соответствующее образование. Проректор по
инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Виталий
Кантор считает, что инклюзия нужна, но должна быть и система специального
образования. И он прав. Сколько «особенных» детей, столько и различных
жизненных ситуаций. Заболевания различны и состояние ребёнка не всегда
позволяет ему посещать школу (например, ребенок не может сидеть, и он
практически постоянно лежит, у кого-то нет иммунитета. Как в гололёд
передвигаться на инвалидной коляске? Для аутистов невероятно большая
психологическая нагрузка постоянно находиться в больших, шумных
компаниях. Как быть карликам, которые не могут «взобраться» на стул?) В
этом случае дистанционное образование – спасательный круг.
В нашей стране о дистанционном образование заговорили в конце 80-
ых. В Законе РФ «Об образовании» 1992 года это закреплено. Приказом
Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных
образовательных технологий» были внесены поправки и дало возможность
образовательным учреждениям использовать их очень широко. Примерно 10
лет назад начался проект по использованию дистанционных технологий в
образовании детей-инвалидов (ограниченными возможностями здоровья).
По - разному организованно это обучение.
Так, в Ставропольском крае ученики с ВОЗ обучаются дистанционно, но
при этом являются учениками школы по месту жительства. В этой программе
участвуют более 160 школ. При такой организации есть свои плюсы и
минусы, но я хотела бы обратить внимание на очень существенный
недостаток, как я считаю. Ребёнок практически выключен из коллектива.
Мало кто из «особенных» детей общается с одноклассниками. Общих тем для
разговора очень мало. У здорового ребёнка своё видение жизни и свои задачи.
У ребёнка-инвалида свои интересы и навряд ли у них будет много точек
соприкосновения.
Совершенно по-другому организованно дистанционное обучение в
общеобразовательной школе дистанционного образования Красноярского
края. Дистанционно учатся «особенные» дети в одной школе, независимо от
места жительства. У каждого ученика дома организуется рабочее место. В
рабочее место входит персональный компьютер, принтер, сканер,
графический планшет, микрофон, веб-камера, колонки, наушники, цифровой
фотоаппарат, цифровой микроскоп и другие средства для обеспечения
дистанционного образовательного процесса. Формируются классы двух типов
– разновозрастные и традиционные, объединяя детей, проживающих в одном
населённом пункте. В каждом классе есть классный руководитель, который
проводит классные часы, помогает наладить общение для каждого ученика,
проводятся музейные дни, при благоприятных условиях (погоды, здоровья)
организуются выходы в культурно - развлекательные центры. Помимо этого,
организуются общие праздники для всех детей школы. Это и первый звонок,
праздник Осени, Новый год, последний звонок, выпускной, декадники по
предметам с обязательным общим праздником, где ребята встречаются,
принимают участие в конкурсах, поют, танцуют, участвуют в постановочных
спектаклях. Ученики школы дистанционно участвуют в олимпиадах,
проектах, выпускается общешкольная газета, в которую все желающие
присылают свои рисунки, фотографии, стихи, сообщения и т.д. К этой работе
привлекают волонтёров (например, студентов КГПУ им Астафьева).
Работники школы делают многое, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал
себя одиноким. Социализация проходит мягко, без потрясений, обид и
унижений. Что касается образования, то при такой организации обучения
ребёнок лучше усваивает знания, учитель всё время на уроке уделяет только
ему, на других учеников не отвлекается. Кроме учителей - предметников с
учащимися работают логопед и специальный психолог. При необходимости
даёт консультацию дефектолог. Обучение проходит через Skype,
следовательно, ученик и учитель постоянно находятся в зрительном контакте.
Противники дистанционного обучения считают, что удалённость учителя от
ученика не позволяет осуществлять более тесный контакт с ребёнком. Но ведь
и в традиционной школе учитель, объясняя материал находится, как правило,
у доски. При дистанционном обучении сокращены часы (и это неправильно).
Ребёнок-инвалид вынужден интенсивно заниматься самостоятельно.
Здоровый ребёнок освоить тему самостоятельно не может, ребёнок с ВОЗ обязан. Этот вопрос не продуман. Если мы хотим дать таким детям достойное
образование, значит уменьшать количество часов, отводимых на обучение –
глупо. Тем более, что школьнику с особыми потребностями для того, чтобы
разобраться в учебном материале, научиться применять его необходимо
затратить больше времени, чем здоровому ребенку. Дистанционное обучение эффективно, потому что оно индивидуально, каждый ученик занимается в своём ритме, по своему расписанию. Такой подход помогает снять
психологическое напряжение. Дистанционно возможно обучать «особого»
ребёнка с любым диагнозом. Если подготовить сурдопедагогов, то можно
осуществлять обучение детей с проблемами слуха (отправлять ребёнка в
интернат, то есть отрывать его от семьи, будет не нужно). Дистанционное
обучение – это технология, которая очень хорошо подходит для того, чтобы
ребенок-инвалид (и не только) получил качественное образование. Оно
социально-ориентированно, прекрасно обеспечивает соблюдение права детей инвалидов в области получения образования. Опыт школы Красноярского
края необходимо распространить, потому что это наиболее гуманное
воспитание и обучение детей с ОВЗ.
На примере этой статьи снова убеждаюсь, что необходимо перечитывать свою писанину, прежде чем отдавать её на общий суд. Ошибки в родном языке и учитель как-то не стыкуются...
А чем были плохи специальные (коррекционные) классы в составе массовых школ? У нас в школе с 1996 года стабильно работали классы IV вида, в соседних V и VI. Чем была плоха эта система?
Дистанционное обучение, я считаю, нормальное современное явление. Мы спокойно в школе проводим дни дистанционного обучения, в основном это субботние дни. У нас шестидневка. Мы уже к этому относимся вполне спокойно. Нормально к дистанционному обучению относится и категория детей с ОВЗ. Индивидуальные консультации при этом обязательно естественно. Так что всё образуется, если у кого-то есть проблемы в этом вопросе.
А когда с высоких трибун вещали об инклюзии, вводили ее везде и всюду, то не знали о дифференцированном подходе в дефектологии?И дистанционное обучение-не новость и не панацея!Как было всё сугубо индивидуально в коррекционной педагогике, так и должно было быть, а сейчас бардак!