НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Надежда Радионовна, огромное спасибо Вам за игру! Давно отрабатываем эту тему, а...
Большое спасибо, Елена Владимировна! Начали читать поэму. Ваша помощь очень кста...
Галина Геннадьевна, спасибо! Оценка коллег всегда радует! Пусть участники прохож...
Благодарю, Наталья Александровна! Шикарная работа! Так и хочется скорее провести...
Большое спасибо, Ольга Михайловна, за видеоролик! Скачала,очень люблю песни о Ма...
Любовь Николаевна, я тоже там в этом году побывала. Впечатление осталось до сих ...
ОНЛАЙН
bondarewa

Дистанционное образование доступно всем

Школа, как учреждение

14.01.2020


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – это очень важный вопрос образования. Детям с ОВЗ необходимо получить качественное образование. На территории Российской Федерации каждый человек имеет право на получение образования. Как лучше помочь «особенным» детям? С 1991г. В России начали вводить инклюзивное образование, то есть обучать детей, имеющие проблемы со здоровьем в общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками. В Конвенции ООН «О правах инвалидов» представлены принципы инклюзивного образования. Два принципа (подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений и для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут) из представленных относятся к образованию. Остальные принципы должны быть руководством к действию всех структур государства.

Проанализировав работы Д. Мерсера, И. Дено, М Рейнольдс, приходишь к выводу, что это хорошо и лучше ничего не придумать. «Ковчег» - это первая московская школа для «особенных» детей, которая начала свою работу в 1991 г. Вслед за этой школой появились другие школы. На сегодняшний день такие школы во всех краях и областях. Для работы инклюзивных школ необходимо изменить структуру помещений, подготовить персонал (от администрации до уборщицы), который будет знать как действовать в различных ситуациях, который сможет решать и разрешать любые проблемы, возникающие и у здоровых учеников, и у учеников с ОВЗ. Если не продумать и не попытаться предвидеть конфликтные ситуации (они обязательно возникнут) между учениками, то, что родители здоровых детей решат, что инклюзия мешает их детям. Так в московской школе №285 им. В. А. Молодцова «Эксперимент по включению детей - инвалидов в образовательный процесс вместе с обычными детьми закончился провалом»,- передаёт НТВ. «Особенных» учеников без ведома родителей. перевели из общего класса в коррекционный и не выпускают за его пределы».

О проблеме в интервью РИА Новости рассказал директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев: «наши школы не готовы к инклюзивному образованию. ОВЗ бывают разные и учить детей таких нужно по-разному. Не зря ведь существует несколько областей дефектологии: сурдо- тифло- и олигопедагогика. Есть такие специалисты в обычной школе? Нет. Только некоторые дети с ОВЗ (и только с постоянной помощью родителей) могут учиться в массовой школе».

Здоровые дети испытывают не меньше трудностей, когда учитель «разрывается» на уроке, пытаясь обучить ребят с ОВЗ и остальных детей в классе. Получается, мы нарушаем права всех учеников, получается никто не обучается достойно. Обычные дети должны показать результаты обучения (и это правильно), выполнив проверочные работы ВПР, сдать экзамены в 9-ом, 11-ом классах, а с ГВЭ должны справиться дети с ОВЗ. Чтобы «особенные» дети полностью смогли усвоить программу, им необходима помощь специалистов. Детям с ОВЗ нужно индивидуальное, повышенное внимание учителя. Без профессиональной помощи логопеда, психолога, медработника ученикам с ОВЗ обучаться будет очень сложно. В наших массовых школах нет возможности это организовать! Логопед и психолог работают только с детьми начальных классов. Дефектологи вообще не предусмотрены. «Хорошо организованная инклюзия это - прежде всего командная работа, которая начинается с предварительной оценки ситуации в классе, с понимания потребностей каждого ученика», - утверждает кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог школы №17 Невского района Санкт-Петербурга Ольга Акимова. Команда – это дефектолог, логопед, психолог, сопровождающие или тьюторы и, конечно, учитель. А, если в класс, к 20 ученикам ещё добавляют ребенка-инвалида или, что ещё «веселее», от 2 до 5 детей с разными диагнозами, а команда специалистов – это один учитель.

Сможет ли он один выполнить поставленные задачи. Я думаю, что нет. Если учитель не уделяет ребёнку-инвалиду внимание, то положительной динамики в обучение не будет. А, если уделяет время значит другим детям что-то недодаёт. Ученики должны дорабатывать дома. Вот вам и скрытая перегрузка. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, а это значит каждый хочет дать своему ребёнку достойное образование и не важно «особенный» это ребёнок или «обычный».

Все кругом говорят о социализации детей-инвалидов. Действительно ли можно вот так социализировать ребёнка: отправить в группу детей и всё вдруг само собой образуется. Как Вы думаете, хорошо ли себя чувствует ребёнокинвалид среди обычных детей? Конечно, «особенные» дети обязательно получат опыт от общения с обычными детьми, но каким он будет? Положительным или отрицательным. Все ли могут принимать «особых» людей? А ведь дети, неважно здоровые или с проблемами здоровья, бывают очень жестоки в своих суждениях (в силу своего возраста). Любой человек нуждается в общении и имеет на это право при условии, когда это общение не нарушает охраняемые законом права и интересы другого человека. Заставить детей дружить практически невозможно.

Многие педагоги отмечают негативные последствия широкого внедрения инклюзии: оно приводит не к равенству прав, а к потере детьми ОВЗ возможности получить соответствующее образование. Проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Виталий Кантор считает, что инклюзия нужна, но должна быть и система специального образования. И он прав. Сколько «особенных» детей, столько и различных жизненных ситуаций. Заболевания различны и состояние ребёнка не всегда позволяет ему посещать школу (например, ребенок не может сидеть, и он практически постоянно лежит, у кого-то нет иммунитета. Как в гололёд передвигаться на инвалидной коляске? Для аутистов невероятно большая психологическая нагрузка постоянно находиться в больших, шумных компаниях. Как быть карликам, которые не могут «взобраться» на стул?) В этом случае дистанционное образование – спасательный круг.

В нашей стране о дистанционном образование заговорили в конце 80- ых. В Законе РФ «Об образовании» 1992 года это закреплено. Приказом Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных образовательных технологий» были внесены поправки и дало возможность образовательным учреждениям использовать их очень широко. Примерно 10 лет назад начался проект по использованию дистанционных технологий в образовании детей-инвалидов (ограниченными возможностями здоровья). По - разному организованно это обучение.

Так, в Ставропольском крае ученики с ВОЗ обучаются дистанционно, но при этом являются учениками школы по месту жительства. В этой программе участвуют более 160 школ. При такой организации есть свои плюсы и минусы, но я хотела бы обратить внимание на очень существенный недостаток, как я считаю. Ребёнок практически выключен из коллектива. Мало кто из «особенных» детей общается с одноклассниками. Общих тем для разговора очень мало. У здорового ребёнка своё видение жизни и свои задачи. У ребёнка-инвалида свои интересы и навряд ли у них будет много точек соприкосновения.

Совершенно по-другому организованно дистанционное обучение в общеобразовательной школе дистанционного образования Красноярского края. Дистанционно учатся «особенные» дети в одной школе, независимо от места жительства. У каждого ученика дома организуется рабочее место. В рабочее место входит персональный компьютер, принтер, сканер, графический планшет, микрофон, веб-камера, колонки, наушники, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп и другие средства для обеспечения дистанционного образовательного процесса. Формируются классы двух типов – разновозрастные и традиционные, объединяя детей, проживающих в одном населённом пункте. В каждом классе есть классный руководитель, который проводит классные часы, помогает наладить общение для каждого ученика, проводятся музейные дни, при благоприятных условиях (погоды, здоровья) организуются выходы в культурно - развлекательные центры. Помимо этого, организуются общие праздники для всех детей школы. Это и первый звонок, праздник Осени, Новый год, последний звонок, выпускной, декадники по предметам с обязательным общим праздником, где ребята встречаются, принимают участие в конкурсах, поют, танцуют, участвуют в постановочных спектаклях. Ученики школы дистанционно участвуют в олимпиадах, проектах, выпускается общешкольная газета, в которую все желающие присылают свои рисунки, фотографии, стихи, сообщения и т.д. К этой работе привлекают волонтёров (например, студентов КГПУ им Астафьева).

Работники школы делают многое, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким. Социализация проходит мягко, без потрясений, обид и унижений. Что касается образования, то при такой организации обучения ребёнок лучше усваивает знания, учитель всё время на уроке уделяет только ему, на других учеников не отвлекается. Кроме учителей - предметников с учащимися работают логопед и специальный психолог. При необходимости даёт консультацию дефектолог. Обучение проходит через Skype, следовательно, ученик и учитель постоянно находятся в зрительном контакте. Противники дистанционного обучения считают, что удалённость учителя от ученика не позволяет осуществлять более тесный контакт с ребёнком. Но ведь и в традиционной школе учитель, объясняя материал находится, как правило, у доски. При дистанционном обучении сокращены часы (и это неправильно).

Ребёнок-инвалид вынужден интенсивно заниматься самостоятельно. Здоровый ребёнок освоить тему самостоятельно не может, ребёнок с ВОЗ обязан. Этот вопрос не продуман. Если мы хотим дать таким детям достойное образование, значит уменьшать количество часов, отводимых на обучение – глупо. Тем более, что школьнику с особыми потребностями для того, чтобы разобраться в учебном материале, научиться применять его необходимо затратить больше времени, чем здоровому ребенку. Дистанционное обучение эффективно, потому что оно индивидуально, каждый ученик занимается в своём ритме, по своему расписанию. Такой подход помогает снять психологическое напряжение. Дистанционно возможно обучать «особого» ребёнка с любым диагнозом. Если подготовить сурдопедагогов, то можно осуществлять обучение детей с проблемами слуха (отправлять ребёнка в интернат, то есть отрывать его от семьи, будет не нужно). Дистанционное обучение – это технология, которая очень хорошо подходит для того, чтобы ребенок-инвалид (и не только) получил качественное образование. Оно социально-ориентированно, прекрасно обеспечивает соблюдение права детей инвалидов в области получения образования. Опыт школы Красноярского края необходимо распространить, потому что это наиболее гуманное воспитание и обучение детей с ОВЗ.

Автор: Мезенцева Любовь Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2604
6

ynot
#5 | 31.08.2020 | 17:45 | 1 [Материал]
На примере этой статьи снова убеждаюсь, что необходимо перечитывать свою писанину, прежде чем отдавать её на общий суд. Ошибки в родном языке и учитель как-то не стыкуются...

ромашка5975
#6 | 31.08.2020 | 20:04 | 1 [Материал]
Спасибо, Михаил Александрович, от всех филологов!!! smile

Z
Zelaida
#4 | 18.08.2020 | 18:46 | 0 [Материал]
А чем были плохи специальные (коррекционные) классы в составе массовых школ? У нас в школе с 1996 года стабильно работали классы IV вида, в соседних V и VI. Чем была плоха эта система?

Irina63L
#3 | 20.06.2020 | 20:01 | -2 [Материал]
Я проводила онлайн-уроки не только с классом, но и индивидуальные занятия с детьми ОВЗ. Дети довольны, ребенок счастлив.

colocolchic
#2 | 29.03.2020 | 16:39 | 0 [Материал]
Дистанционное обучение, я считаю, нормальное современное явление. Мы спокойно в школе проводим дни дистанционного обучения, в основном это субботние дни. У нас шестидневка. Мы уже к этому относимся вполне спокойно. Нормально к дистанционному обучению относится и категория детей с ОВЗ. Индивидуальные консультации при этом обязательно естественно. Так что всё образуется, если у кого-то есть проблемы в этом вопросе.

tylik
#1 | 17.02.2020 | 11:35 | 0 [Материал]
А когда с высоких трибун вещали об инклюзии, вводили ее везде и всюду, то не знали о дифференцированном подходе в дефектологии?И дистанционное обучение-не новость и не панацея!Как было всё сугубо индивидуально в коррекционной педагогике, так и должно было быть, а сейчас бардак!



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт