НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Татьяна Владимировна, спасибо за материал. Необычно, что математика и кроссворд....
Когда я слышу или читаю про Януша Корчак, я не могу говорить вслух о нем. У меня...
Ну хотя бы по тому, что "институт национальной памяти Польши ещё весной выс...
Раиса Поликарповна, меня поразило обилие типов плодов, хотя, конечно, мы тоже из...
Какое цветочное разнообразие, Раиса Поликарповна! И Ваши фотографии очень красив...
Светлая память Янушу Корчаку, Человеку с большой буквы! Как много можно прочесть...
ОНЛАЙН
Русалка

Дистанционное образование доступно всем

Школа, как учреждение

14.01.2020


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – это очень важный вопрос образования. Детям с ОВЗ необходимо получить качественное образование. На территории Российской Федерации каждый человек имеет право на получение образования. Как лучше помочь «особенным» детям? С 1991г. В России начали вводить инклюзивное образование, то есть обучать детей, имеющие проблемы со здоровьем в общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками. В Конвенции ООН «О правах инвалидов» представлены принципы инклюзивного образования. Два принципа (подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений и для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут) из представленных относятся к образованию. Остальные принципы должны быть руководством к действию всех структур государства.

Проанализировав работы Д. Мерсера, И. Дено, М Рейнольдс, приходишь к выводу, что это хорошо и лучше ничего не придумать. «Ковчег» - это первая московская школа для «особенных» детей, которая начала свою работу в 1991 г. Вслед за этой школой появились другие школы. На сегодняшний день такие школы во всех краях и областях. Для работы инклюзивных школ необходимо изменить структуру помещений, подготовить персонал (от администрации до уборщицы), который будет знать как действовать в различных ситуациях, который сможет решать и разрешать любые проблемы, возникающие и у здоровых учеников, и у учеников с ОВЗ. Если не продумать и не попытаться предвидеть конфликтные ситуации (они обязательно возникнут) между учениками, то, что родители здоровых детей решат, что инклюзия мешает их детям. Так в московской школе №285 им. В. А. Молодцова «Эксперимент по включению детей - инвалидов в образовательный процесс вместе с обычными детьми закончился провалом»,- передаёт НТВ. «Особенных» учеников без ведома родителей. перевели из общего класса в коррекционный и не выпускают за его пределы».

О проблеме в интервью РИА Новости рассказал директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев: «наши школы не готовы к инклюзивному образованию. ОВЗ бывают разные и учить детей таких нужно по-разному. Не зря ведь существует несколько областей дефектологии: сурдо- тифло- и олигопедагогика. Есть такие специалисты в обычной школе? Нет. Только некоторые дети с ОВЗ (и только с постоянной помощью родителей) могут учиться в массовой школе».

Здоровые дети испытывают не меньше трудностей, когда учитель «разрывается» на уроке, пытаясь обучить ребят с ОВЗ и остальных детей в классе. Получается, мы нарушаем права всех учеников, получается никто не обучается достойно. Обычные дети должны показать результаты обучения (и это правильно), выполнив проверочные работы ВПР, сдать экзамены в 9-ом, 11-ом классах, а с ГВЭ должны справиться дети с ОВЗ. Чтобы «особенные» дети полностью смогли усвоить программу, им необходима помощь специалистов. Детям с ОВЗ нужно индивидуальное, повышенное внимание учителя. Без профессиональной помощи логопеда, психолога, медработника ученикам с ОВЗ обучаться будет очень сложно. В наших массовых школах нет возможности это организовать! Логопед и психолог работают только с детьми начальных классов. Дефектологи вообще не предусмотрены. «Хорошо организованная инклюзия это - прежде всего командная работа, которая начинается с предварительной оценки ситуации в классе, с понимания потребностей каждого ученика», - утверждает кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог школы №17 Невского района Санкт-Петербурга Ольга Акимова. Команда – это дефектолог, логопед, психолог, сопровождающие или тьюторы и, конечно, учитель. А, если в класс, к 20 ученикам ещё добавляют ребенка-инвалида или, что ещё «веселее», от 2 до 5 детей с разными диагнозами, а команда специалистов – это один учитель.

Сможет ли он один выполнить поставленные задачи. Я думаю, что нет. Если учитель не уделяет ребёнку-инвалиду внимание, то положительной динамики в обучение не будет. А, если уделяет время значит другим детям что-то недодаёт. Ученики должны дорабатывать дома. Вот вам и скрытая перегрузка. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, а это значит каждый хочет дать своему ребёнку достойное образование и не важно «особенный» это ребёнок или «обычный».

Все кругом говорят о социализации детей-инвалидов. Действительно ли можно вот так социализировать ребёнка: отправить в группу детей и всё вдруг само собой образуется. Как Вы думаете, хорошо ли себя чувствует ребёнокинвалид среди обычных детей? Конечно, «особенные» дети обязательно получат опыт от общения с обычными детьми, но каким он будет? Положительным или отрицательным. Все ли могут принимать «особых» людей? А ведь дети, неважно здоровые или с проблемами здоровья, бывают очень жестоки в своих суждениях (в силу своего возраста). Любой человек нуждается в общении и имеет на это право при условии, когда это общение не нарушает охраняемые законом права и интересы другого человека. Заставить детей дружить практически невозможно.

Многие педагоги отмечают негативные последствия широкого внедрения инклюзии: оно приводит не к равенству прав, а к потере детьми ОВЗ возможности получить соответствующее образование. Проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, профессор Виталий Кантор считает, что инклюзия нужна, но должна быть и система специального образования. И он прав. Сколько «особенных» детей, столько и различных жизненных ситуаций. Заболевания различны и состояние ребёнка не всегда позволяет ему посещать школу (например, ребенок не может сидеть, и он практически постоянно лежит, у кого-то нет иммунитета. Как в гололёд передвигаться на инвалидной коляске? Для аутистов невероятно большая психологическая нагрузка постоянно находиться в больших, шумных компаниях. Как быть карликам, которые не могут «взобраться» на стул?) В этом случае дистанционное образование – спасательный круг.

В нашей стране о дистанционном образование заговорили в конце 80- ых. В Законе РФ «Об образовании» 1992 года это закреплено. Приказом Минобрнауки России от 6.05.2005 года «Об использовании дистанционных образовательных технологий» были внесены поправки и дало возможность образовательным учреждениям использовать их очень широко. Примерно 10 лет назад начался проект по использованию дистанционных технологий в образовании детей-инвалидов (ограниченными возможностями здоровья). По - разному организованно это обучение.

Так, в Ставропольском крае ученики с ВОЗ обучаются дистанционно, но при этом являются учениками школы по месту жительства. В этой программе участвуют более 160 школ. При такой организации есть свои плюсы и минусы, но я хотела бы обратить внимание на очень существенный недостаток, как я считаю. Ребёнок практически выключен из коллектива. Мало кто из «особенных» детей общается с одноклассниками. Общих тем для разговора очень мало. У здорового ребёнка своё видение жизни и свои задачи. У ребёнка-инвалида свои интересы и навряд ли у них будет много точек соприкосновения.

Совершенно по-другому организованно дистанционное обучение в общеобразовательной школе дистанционного образования Красноярского края. Дистанционно учатся «особенные» дети в одной школе, независимо от места жительства. У каждого ученика дома организуется рабочее место. В рабочее место входит персональный компьютер, принтер, сканер, графический планшет, микрофон, веб-камера, колонки, наушники, цифровой фотоаппарат, цифровой микроскоп и другие средства для обеспечения дистанционного образовательного процесса. Формируются классы двух типов – разновозрастные и традиционные, объединяя детей, проживающих в одном населённом пункте. В каждом классе есть классный руководитель, который проводит классные часы, помогает наладить общение для каждого ученика, проводятся музейные дни, при благоприятных условиях (погоды, здоровья) организуются выходы в культурно - развлекательные центры. Помимо этого, организуются общие праздники для всех детей школы. Это и первый звонок, праздник Осени, Новый год, последний звонок, выпускной, декадники по предметам с обязательным общим праздником, где ребята встречаются, принимают участие в конкурсах, поют, танцуют, участвуют в постановочных спектаклях. Ученики школы дистанционно участвуют в олимпиадах, проектах, выпускается общешкольная газета, в которую все желающие присылают свои рисунки, фотографии, стихи, сообщения и т.д. К этой работе привлекают волонтёров (например, студентов КГПУ им Астафьева).

Работники школы делают многое, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким. Социализация проходит мягко, без потрясений, обид и унижений. Что касается образования, то при такой организации обучения ребёнок лучше усваивает знания, учитель всё время на уроке уделяет только ему, на других учеников не отвлекается. Кроме учителей - предметников с учащимися работают логопед и специальный психолог. При необходимости даёт консультацию дефектолог. Обучение проходит через Skype, следовательно, ученик и учитель постоянно находятся в зрительном контакте. Противники дистанционного обучения считают, что удалённость учителя от ученика не позволяет осуществлять более тесный контакт с ребёнком. Но ведь и в традиционной школе учитель, объясняя материал находится, как правило, у доски. При дистанционном обучении сокращены часы (и это неправильно).

Ребёнок-инвалид вынужден интенсивно заниматься самостоятельно. Здоровый ребёнок освоить тему самостоятельно не может, ребёнок с ВОЗ обязан. Этот вопрос не продуман. Если мы хотим дать таким детям достойное образование, значит уменьшать количество часов, отводимых на обучение – глупо. Тем более, что школьнику с особыми потребностями для того, чтобы разобраться в учебном материале, научиться применять его необходимо затратить больше времени, чем здоровому ребенку. Дистанционное обучение эффективно, потому что оно индивидуально, каждый ученик занимается в своём ритме, по своему расписанию. Такой подход помогает снять психологическое напряжение. Дистанционно возможно обучать «особого» ребёнка с любым диагнозом. Если подготовить сурдопедагогов, то можно осуществлять обучение детей с проблемами слуха (отправлять ребёнка в интернат, то есть отрывать его от семьи, будет не нужно). Дистанционное обучение – это технология, которая очень хорошо подходит для того, чтобы ребенок-инвалид (и не только) получил качественное образование. Оно социально-ориентированно, прекрасно обеспечивает соблюдение права детей инвалидов в области получения образования. Опыт школы Красноярского края необходимо распространить, потому что это наиболее гуманное воспитание и обучение детей с ОВЗ.

Автор: Мезенцева Любовь Николаевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


34
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт