НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Ольга Михайловна, вы, как всегда, очень внимательны к работам, спасибо Вам огром...
Ольга Куприяновна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда. Вс...
Елена Владимировна, отличный интерактивный модуль Вы создали! А какой чудесный ф...
Премного благодарна Вам, Елена Владимировна, за добрые слова в адрес игры! Но до...
Ольга Михайловна, спасибо за позитивный отзыв об игре! Вы всегда поддерживаете м...
Наталья Александровна, признательна Вам за внимание к работе и положительный отз...

Адаптация учащихся 5 классов на уроках профессионально-трудового обучения

Педагогический опыт

09.02.2021


Общая задача трудового обучения в школе АОП состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду. Процесс обучения и формирования представлений о профессиональных намерениях, соответствующих интересам, склонностям, психофизическим возможностям обучающихся сложный, противоречивый, длительный и начинается с младшего школьного возраста. Уже в начальной школе учащиеся приобретают бытовые трудовые навыки и навыки ручного труда, которые в дальнейшем позволяют им освоить программу трудового обучения в школьных мастерских.

При переходе обучающихся из начальной школы в 5 класс обязательно возникает проблема их адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными задачами учителя профессионально-трудового обучения в 5 классе (особенно в первом полугодии) является: обеспечение эмоционального благополучия каждого учащегося на уроках, создание условий для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету, готовности к преодолению трудностей в процессе приобретения знаний и профессиональных навыков, необходимых для прохождения итоговой аттестации - экзамена по трудовому обучению.

Для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету в своей работе с пятиклассниками я применяю методы активного обучения. Во-первых, тщательно продумываю приёмы подачи учебного материала. Его изложение стараюсь сделать логичным, посильным, опирающимся на личный опыт учащихся и конечно обеспечить им четкое представление о важности овладения теми или иными видами швейного искусства. Дети должны знать, что их труд нужен им самим, родителям, школе. Обозначение значимости работы – стимулирует деятельность учения.

При сообщении новых знаний, их закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы часто использую игровые и проблемные ситуации. Например, в традиционный урок ввожу элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «цепочка», суть которой - непрерывность последовательности правильных ответов, составь последовательность по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия, отгадай загадку, собери пословицу по опорным словам и т.д.

При организации проблемной ситуации стараюсь придать ей эмоциональную окраску с помощью интонации и эффекта неожиданности, подключить к её решению всех учениц и доброжелательно относится к их ответам, правильно подобрать степень сложности вопроса, учитывать при этом полученные ранее знания и опыт учащихся. В целях конкретизации проблемного вопроса часто использую наглядность.

Вообще, в своей работе постоянно использую разнообразные наглядные пособия и раздаточный материал. Инструкционные и технологические карты, образцы изделий (выполненные мной или учащимися старших классов), чертежи, раздаточный материал, карточки-задания, яркие шаблоны, карточки-подсказки - повышают активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами, что особенно важно для учащихся 5 классов.

Приемы игрового и проблемного обучения часто сочетаю с технологией коллаж и ИКТ, что позволяет сделать урок или его этапы ярким и увлекательным и конечно активизировать познавательную активность учащихся к предмету.

В первой четверти большое внимание уделяю воспитанию у учащихся организационных умений и навыков в работе: организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, правильно готовить и убирать своё рабочее место. А так же воспитываю в них такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые предложенные мной задания, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца и конечно, строго выполнять правила техники безопасности при работе с различными инструментами. Разъясняю, что настойчивость в работе, добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - облегчают формирование у них профессиональных умений и навыков по швейному делу.

Одно из главных направлений в моей работе - эмоциональное благополучие каждого ученика. Поэтому на уроках стараюсь создать доброжелательную психологическую атмосферу, обязательно чередую виды деятельности, более напряжённые умственные действия и кратковременные расслабления. Применяю индивидуально – дифференцированный подход - ставлю перед учащимися посильные задачи, не требую от них приложения сверх усилий для их решения. При этом все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Например, более сильной ученице предлагаю аппликацию пришить тамбурным швом, а слабой - прямыми стежками. Также сама аппликация у сильной ученицы может быть более фигуристая, а у слабой - попроще. Конечно, я не навязываю девочкам тот или иной уровень сложности, но тактично посоветую, помогаю сделать адекватный выбор.

Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Каждой ученице внушаю уверенность, что с работой она справится, помогаю во время выполнения заданий. Однако, оказывая помощь, я не лишаю её инициативы и самостоятельности, лишь контролирую и направляю. Во время контроля стараюсь чаще хвалить, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указываю на то, что нужно исправлять и как это сделать.

В конце урока при подведении итогов отмечаю положительную динамику в учебных достижения учащихся. Обосновано выставляю за работу на уроке оценку каждому ученику. Разъясняю ему, где допустил ошибку, что не доработал. На это уходит дополнительное время, но, у ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки.

Чёткое планирование всех этапов урока, его вариативность, формирование у учащихся познавательной активности к предмету швейное дело, целенаправленная работа по развитию их практических умений и навыков, позволяет сгладить проблемы адаптации пятиклассников и даёт положительную динамику в их обучении.

Автор: Лукьянова Елена Геннадьевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


106
0



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт