НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА
ДОШК. ОБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЮ 1-4 КЛАСС
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПРАЗДНИКИ
ЛОГОПЕДУ
МАТЕМАТИКА
ИНФОРМАТИКА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ОРКСЭ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ОБЖ
ИЗО ИСКУССТВО
ТЕХНОЛОГИЯ
МУЗЫКА
ФИЗКУЛЬТУРА
ОСНОВНАЯ
И СРЕДНЯЯ
ОБОБЩЕНИЕ
ОПЫТА
КОММЕНТАРИИ
еще...
Наталья Александровна! Замечательная работа! Спасибо большое!!!
Наталья Александровна! Зоя Андреевна! Спасибо за отзывы к моей работе!
Марина Николаевна! Спасибо за внимание к работе и теплый отзыв о ней!
Наталья Александровна! Зоя Андреевна! Спасибо за позитивные отзывы к моей работе!
Спасибо, Надежда Георгиевна, за добрые слова в адрес моей работы!!
Татьяна Владимировна, скоро Ваша гирлянда может пригодиться! Спасибо за хорошую ...
Татьяна Владимировна! У Вас получилась очень симпатичная гирлянда! Спасибо Вам о...
ОНЛАЙН

Размышление постороннего

Педагогический опыт

29.08.2016


Когда несколько лет назад три декана разных факультетов начали заманивать меня поработать в школе, я сказал, что ненавижу егэ. Ответ был: этого не будет, в школе есть физик и он (она) берёт это на себя. Тогда я сказал, что терпеть не могу бумаг, но и тут меня успокоили, что обойдутся без них. В итоге проработал там год. И с тех пор поглядываю на сайтах, что пишут в конспектах уроков учителя физики.

А вот тут вижу добровольную кабалу и рабство. Каждый учитель пишет: «Орг момент 1-1,5 мин…

Цель: формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний.
Планируемые результаты:

личностные:
 формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
И т.д. Сколько времени, сил, бумаги, памяти компьютера уходит на это однообразие!


Впечатляет, конечно, «целостной картины мира на примере…», только кто это поймёт? Самое большее, перепишет кто-нибудь без долгих размышлений.
Мне же кажется, что для методической статьи необходимо иметь ОДНУ НОВУЮ МЫСЛЬ, которой хочется поделиться с коллегами, просто не терпиться. Да и похвалиться, и получить похвалу понимающего человека, а не дежурное «Спасибо за ресурс. Покажу своим физикам».


Вот вам конкретный пример. Разработка «В мире колебаний», девятый класс. Учитель после долгого описания Целей и Планируемых Результатов начинает вводить детей в тему: «… Скажем, каждый год к нам приходит весна, распускаются цветы, деревья, наступает лето... и т.д.- каждые 75 лет к земле возвращается комета Галлея».

И что? Ладно, я бы называл нашу родненькую планету чуть более уважительно, Земля, но главное, выписал бы на доске или в презентации даты появления этой вечной странницы:

… 1531 – 1607 –1682 – 1759 - 1835 – 1910 – 1986…

смотрите, вторая дата – Кеплер сам видел, третья – Ньютон и Галлей. Четвёртую ПРЕДСКАЗАЛ Галлей с ошибкой в год, но многое поняв. И вот 1986 год – это уже мы. Я. И от великого Кеплера до меня, как мне казалось раньше, бесконечно далеко, просто древнее время. А сейчас всего 5 моих паспортных данных, или всего лишь пять полных оборотов кометы!

Более интересно заметить, что сегодня она приближается к своей самой дальней от Солнца, и от нас, точке своей орбиты.

Другое рассуждение на эту тему связано именно с ошибкой Эдмунда Галлея в год с лишним (планировал 1758 г, а в перигелии она явилась 13 марта 1759-го), но именно с 1759 г комету и стали называть его именем. То есть это астрономические часы, но ходят как-то не очень равномерно. А вот старший современник Галлея, директор Парижской обсерватории Джованни Кассини заметил совершенно ничтожные изменения в затмениях спутника Юпитера, в пределах 30 секунд на протяжении земного года, и ужасно переживал из-за этого. Тоже часы, с периодом в полтора земных суток. Как это в космосе могут быть опоздания? А им суждено было сыграть огромную, важнейшую роль в мировой науке.

Всё это может увлечь детей, послужить темой того, что называют проектной деятельностью.

В этом я вижу смысл, а не в заполнении формальных граф в Пояснительной Записке. Полвека читаю лекции по физике, но не было двух одинаковых лекций, и никогда не написал ни одного конспекта ни к одной лекции, только на сложенном пополам листочке клетчатой бумаги из обычной тетрадки набрасываю план предстоящей лекции. А на самой лекции его даже в уках не держу, и могу по ходу вспомнить что-то новое, или начну отвечать на вопрос из аудитории, которые очень люблю.

Автор: Старшов Михаил Александрович

Понравилось? Сохраните и поделитесь:


2420
3

ромашка5975
#3 | 14.07.2019 | 08:17 | 1 [Материал]
Прочитав Вашу статью, Михаил Александрович, поняла, что очень бы хотела быть Вашей ученицей (студенткой). Хотя я не физик, а лирик. Но сколько лирического увидела в Вашем рассказе!
И согласна с Вами, что никакой конспект со множеством прописанных целей урока не заменит вот такого простого "вхождения" в тему ...

patasha
#1 | 08.09.2016 | 23:45 | 0 [Материал]
Спасибо! Интересная информация!

ynot
#2 | 12.09.2016 | 17:01 | -1 [Материал]
Наталья Ивановна, благодарю Вас за то, что в такую напряжённую первую неделю учебного года нашли время, силы и желание просмотреть и оценить мои заметки. Конечно, ждал отклика хоть кого-то из физиков, но подарок пришёл совсем с другой стороны, тем он приятнее. biggrin



БУДЬТЕ С НАМИ
Регистрация
Подписка
Вход на сайт