Когда несколько лет назад три декана разных факультетов начали заманивать меня поработать в школе, я сказал, что ненавижу егэ. Ответ был: этого не будет, в школе есть физик и он (она) берёт это на себя. Тогда я сказал, что терпеть не могу бумаг, но и тут меня успокоили, что обойдутся без них. В итоге проработал там год. И с тех пор поглядываю на сайтах, что пишут в конспектах уроков учителя физики.
А вот тут вижу добровольную кабалу и рабство. Каждый учитель пишет: «Орг момент 1-1,5 мин…
Цель: формирование целостной картины мира на примере процесса колебаний.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
И т.д. Сколько времени, сил, бумаги, памяти компьютера уходит на это однообразие!
Впечатляет, конечно, «целостной картины мира на примере…», только кто это поймёт? Самое большее, перепишет кто-нибудь без долгих размышлений.
Мне же кажется, что для методической статьи необходимо иметь ОДНУ НОВУЮ МЫСЛЬ, которой хочется поделиться с коллегами, просто не терпиться. Да и похвалиться, и получить похвалу понимающего человека, а не дежурное «Спасибо за ресурс. Покажу своим физикам».
Вот вам конкретный пример. Разработка «В мире колебаний», девятый класс. Учитель после долгого описания Целей и Планируемых Результатов начинает вводить детей в тему: «… Скажем, каждый год к нам приходит весна, распускаются цветы, деревья, наступает лето... и т.д.- каждые 75 лет к земле возвращается комета Галлея».
И что? Ладно, я бы называл нашу родненькую планету чуть более уважительно, Земля, но главное, выписал бы на доске или в презентации даты появления этой вечной странницы:
… 1531 – 1607 –1682 – 1759 - 1835 – 1910 – 1986…
смотрите, вторая дата – Кеплер сам видел, третья – Ньютон и Галлей. Четвёртую ПРЕДСКАЗАЛ Галлей с ошибкой в год, но многое поняв. И вот 1986 год – это уже мы. Я. И от великого Кеплера до меня, как мне казалось раньше, бесконечно далеко, просто древнее время. А сейчас всего 5 моих паспортных данных, или всего лишь пять полных оборотов кометы!
Более интересно заметить, что сегодня она приближается к своей самой дальней от Солнца, и от нас, точке своей орбиты.
Другое рассуждение на эту тему связано именно с ошибкой Эдмунда Галлея в год с лишним (планировал 1758 г, а в перигелии она явилась 13 марта 1759-го), но именно с 1759 г комету и стали называть его именем. То есть это астрономические часы, но ходят как-то не очень равномерно. А вот старший современник Галлея, директор Парижской обсерватории Джованни Кассини заметил совершенно ничтожные изменения в затмениях спутника Юпитера, в пределах 30 секунд на протяжении земного года, и ужасно переживал из-за этого. Тоже часы, с периодом в полтора земных суток. Как это в космосе могут быть опоздания? А им суждено было сыграть огромную, важнейшую роль в мировой науке.
Всё это может увлечь детей, послужить темой того, что называют проектной деятельностью.
В этом я вижу смысл, а не в заполнении формальных граф в Пояснительной Записке. Полвека читаю лекции по физике, но не было двух одинаковых лекций, и никогда не написал ни одного конспекта ни к одной лекции, только на сложенном пополам листочке клетчатой бумаги из обычной тетрадки набрасываю план предстоящей лекции. А на самой лекции его даже в уках не держу, и могу по ходу вспомнить что-то новое, или начну отвечать на вопрос из аудитории, которые очень люблю.